ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
47
2. Ведущий дает примерно следующую устную инструкцию: «В игре
моделируется жизненный и профессиональный путь человека. Сейчас мы посмотрим,
кто лучше сумеет «прожить» отпущенные ему годы, начиная с детства и кончая
старостью. Посмотрим также, кто какую память оставит по себе своим потомкам.
Сейчас вы все в случайном порядке получите карточки с различными человеческими
характеристиками (внешними и внутренними факторами) – это будут ваши начальные
игровые образы, которые могут и не соответствовать вашим реальным качествам. В
зависимости от успешности игровых ходов, вы сможете их существенно изменить (в
жизни ведь человек тоже постоянно меняется) С правилами игры вы познакомитесь
чуть позже, для их освоения выделяется даже специальный этап – «детство» (как
и в
реальной жизни, мы многому учимся в детстве). А пока пусть каждый лучше
познакомится со своими факторами (характеристиками).
3. Далее ведущий раздает всем по 6 карточек факторов в случайном порядке и
еще раз напоминает, что это начальные игровые образы каждого участника, которые в
ходе игры могут сильно меняться, поэтому не стоит огорчаться, если
кому-то достались
непривлекательные факторы (с такими характеристиками даже интереснее начинать
игру).
4. Сразу же стоит познакомить участников с первым правилом – правилом
борьбы со своими недостатками. Для примера ведущий берет из группы оставшихся
нерозданных факторов два из них и показывает порядок такой борьбы. Например,
можно ли с помощью «Эрудиции» побороть свою «злость»? На обратной стороне
карточки «Эрудиция» шестая строчка указывает номера тех факторов, которые данный
фактор может преодолеть. Номера карточки «Злость» там не оказывается. Тогда за
неудачный ход игрок получает штраф, который определяется по обратной
стороне
карточки того фактора, против которого оптант пытался неудачно бороться, т.е. по
обратной стороне карточки «Злость» (седьмая строчка). Первый встретившийся номер
в стопке оставшихся факторов и будет таким фактором (например,
«неуравновешенность»), который должен быть обменен на фактор, с помощью
которого подросток не смог себя улучшить, т.е. вместо «Эрудиции» остается
«неуравновешенность» (
по принципу «глупость порождает глупость»).
Если бы оптант сделал удачный ход, то приз определялся бы уже по фактору
«Эрудиция», и это наверняка был бы привлекательный фактор, например, «Знание
жизни» (по принципу «добро и разум порождают разум и добро»). Соответственно,
новый привлекательный фактор – «Знание жизни» менялся бы на тот, против которого
боролись, т.е. на «злость».
Имеется еще одно очень тонкое дополнение к правилу борьбы со своими
недостатками. Если оптант использует для борьбы явно непривлекательный фактор и
получает в качестве штрафа новый непривлекательный фактор, то, не нарушая общего
правила, лучше позволит поменять новую «плохую карточку» на старую, как бы давая
ему шанс хоть какого-то,
но обновления (по принципу: «клин клином вышибается»).
Если же оптант, неудачно используя для борьбы с недостатками негативный фактор,
получает в качестве «штрафа» новый фактор «положительный», то ест фактически –
«приз», что теоретически вполне возможно, если строго следовать вышеизложенному
правилу, то мы считаем, что на первый раз такую награду подросток должен
получить. Ведь, чтобы додуматься до такой хитрости, нужна сообразительность,
развитая логика, которая вполне может быть вознаграждена. Но когда
профконсультант почувствует, что и другие игроки разгадали эту хитрость,
позволяющую слишком легко бороться со своими самыми непривлекательными
факторами, то он должен ужесточить правило и запретить обменивать в качестве
штрафа негативный фактор на положительный. (Оптант
в этом случае мог бы просто
оставаться со старым негативным фактором или, в более сложном варианте, получал
48
бы новый негативный фактор, определяемый по обратной стороне фактора, с помощью
которого он неудачно пытался бороться).
5. При использовании методики в работе с подростками группы риска в порядок
борьбы со своим основным негативным фактором (болезнь, сиротство,
неуспеваемость) вносятся некоторые дополнения. Тот или иной негатив, связанный с
неблагоприятными жизненными обстоятельствами (Болезнь, сиротство, нищета,
пьянство
родителей) может быть преодолен, но не одни, а, как минимум, тремя
факторами, ведущими к излечению или изменению статуса ребенка. Опыт показывает,
что подростки, прекрасно осознавая сложности реальной жизни, не воспринимают
усложнение правил с обидой. Об этом же свидетельствует и то, что они пресекают
попытки ведущего «подыграть» им (пожалеть), а также высокая требовательность
школьников к своим товарищам, решившим покончить с неприятным обстоятельством.
6. Если кто-то попробовал воспользоваться первым правилом (борьбой с
недостатками) при неудачном ходе не согласился с ответами на обратной стороне
карточек, профконсультант должен познакомить играющих со вторым важным
правилом – правилом спора. Оптант, желая поспорить, обязан взять карточку «СПОР»,
и громко заявить, что он
спорит – это необходимо во избежание недоразумений,
например, в случае неудачного спора, чтобы не получить в наказание штраф, подросток
может сказать, что он и не спорил вовсе, а просто так говорил… Если одновременно
хотят поспорить несколько человек, то первым спорит тот, кто раньше об этом заявил
(или по договоренности).
Спорящий игрок должен в течение 30 секунд обдумать свои аргументы и за это
же время убедить в своей правоте большинство присутствующих (половина – это
мало), включая ведущего и самого себя. После высказывания спорящего
присутствующие, без всяких комментариев просто говорят, согласны они с
аргументами спорящего или нет. Если же начать комментировать их и выяснять
отношения, то спор отнимает массу
времени и игра, как правило, «вязнет». При этом
профконсультант имеет такое же право голоса, как и остальные участники. Это важно
для придания игре большего демократизма, а значит, самостоятельности и большей
ответственности оптантов в игре. В случае убедительного спора игроку выдается приз,
а в случае неудачи – штраф, которые определяются по обратной стороне карточки
«СПОР». Естественно, менять штраф на явно непривлекательный фактор из
оставшихся у оптанта карточек нельзя.
Нередко возникают ситуации, когда ведущий может оказаться в меньшинстве
при голосовании «за» или «против» аргументов спорящего школьника. Ведущий все же
вынужден дать спорящему приз, но если его доводы были явно ошибочными, то очень
кратко, как бы промежду прочим, подкорректировать
их, или, припомнив примеры из
других игр, показать, как можно было бы спорить более убедительно. Иногда
допускается обращаться за помощью в такой коррекции к товарищам ошибочно
спорящего оптанта.
Опыт показывает, что нередко, благодаря удачному спору, удается спасти самые
безнадежные ситуации и, наоборот, излишняя расслабленность или самоуверенность
способны испортить отличный первоначальный расклад факторов.
7.
Далее играющие переходят к разыгрыванию путей (П). В некоторых играх,
при наличии времени, при работе с быстро соображающими школьниками, совместно с
ними отобрать те карточки путей, которые наиболее интересны большинству из них.
Если при этом будут отбираться карточки только с привлекательными достижениями,
то ведущий должен объяснить, что без «плохих» путей игра
будет неинтересной и не
похожей на настоящую жизнь, где имеются не только радости и успехи, и огорчения и
даже падения.
Оптанты, также сначала на примере, знакомятся с правилом разыгрывания
путей.(П). Профконсультант берет какую-либо карточку пути, например, на этапе