Профориентационная работа с подростками, оказавшимися в сложной жизненной ситуации. Лукина А.К. - 26 стр.

UptoLike

Составители: 

51
Определенные таким образом карточки ценностей ведущий тут же вручает
оптанту, а все использованные карточки пути, кроме одной, выводятся из игры.
Полученные кем-либо карточки с ценностями другим игрокам уже не
достаются. Поэтому, с одной стороны, следует достичь наиболее интересных
ценностей-результатов, но, с другой стороны, следует подобрать более удачную
«тройку» из карточек путей, чтобы наверняка получить хорошие результаты, тем более,
что две из трех карточек пути выводятся из игры и в составлении других «троек» уже
не используются. Оптанты вынуждены думать, компонуя такие «тройки», т.е. как бы
учатся использовать «накопленный» в игре опыт. Если два или несколько игроков
одновременно заявят о желании определить по «
тройкам» достигнутые результаты, то
необходимо установить очередность в зависимости о того, кто первым такое заявление
сделал. Одному игроку разрешается компоновать «тройку» только один раз в
интервале между разыгрыванием карточек путей, т.е. максимальное число таких
«троек» в данном интервале не превышает количества участников игры.
В награду за достижение ценностей оптант оставляет одну
из карточек путей,
использованных в «тройке», соответствующих по своему знаку привлекательности
большинству полученных ценностей.
Случается и так, что игрок не получает ни одной карточки с результатомтогда
считается, что «тройка» составлена неумело, и оптант никак не поощряется, т.е. все
три карточки пути считаются использованными и убираются в стопку
незадействованных в игре карточек
путей. Правда, если школьник мог бы получить
какие-то результаты (ценности), но они уже достались его более «проворному»
товарищу (а такое случается, особенно к концу игры), то справедливости ради, можно
поощрить такого школьника, разрешив ему оставить один из трех использованных для
составления «тройки» путей, знак привлекательности которого соответствует
большинству ценностей с таким
же знаком, которые могли бы ему достаться, но не
достались.
13. И вот разыгрывается последняя карточка путей. Может оказаться так, что в
конце игры у некоторых подростков окажутся по 3, по 2, а то и по 1 пути. Как по ним
определять достигнутые ценности? Например, если это 4 карточки путей то сначала
по трем карточкам компонуется обычная
«тройка», а после получения «награды», т.е.
получения одной из трех использованных карточек путей (но при этом сохраняется
условие, что достигнутой считается ценность, номер которой встретился на карточке
путей два раза, и, конечно же, если эту ценность уже не получил ранее другой игрок).
По одной оставшейся карточке пути определять результаты запрещается
она так и
остается неиспользованной. По правилам игры подростки должны использовать для
достижения результатов-ценностей все полученные карточки путей (все прожитое и
нажитое должно припомниться на «страшном суде», который состоится при
определении достижений «вечности»).
14. Наконец, по полученным результатам-ценностям определяется «вечность»
страшный суд»). Каждый игрок располагает все достигнутые карточки ценностей в
ряд
в порядке возрастания номеров, переворачивает их обратной стороной и считает
встречающиеся номера карточек «вечности», начиная с первого. Игрок, набравший
больше других карточек с определенным номером, считает достигнувшим этой
«вечности» Ведущий тут же расшифровывает эти номера.
Но более оптимальным представляется другой порядок определения «вечности».
Ведущий предлагает всем участникам разложить полученные карточки ценностей в
ряд, по мере возрастания их порядковых номеров. После этого ведущий берет первую
карточку «вечности», торжественно объявляет её название, переворачивает и по
обратной стороне зачитывает номера карточек ценностей, которые данную «вечность»
обеспечивают. Подростки подсчитывают количество полученных ими ценностей,
обеспечивающих данную «вечность». Победитель по каждой «вечности» её и получает.
52
Этим фактически и завершается данная игра.
После всего этого стоит провести обсуждение: кто, каких результатов («вечности»)
хотел бы достигнуть, кто и что получил на самом деле, какими ресурсами как
распорядились участники игры, насколько это все похоже на жизнь
Примечание:
1. Конечно, эта игра очень трудоемка при подготовке (одно изготовление карточек
займет дня
три, не меньше), да и освоение её требует времени. Но она очень
динамична, позволяет подросткам хорошо понимать взаимосвязь различных событий
жизни, дает возможность «поиграть» с различными обстоятельствами собственной
жизни, понять, что можно сделать, чтобы прожить достойную жизнь в доставшихся
обстоятельствах.
2. Профконсультант при определенном опыте может дополнять карточки путей и
обстоятельств теми, которые
ему кажутся наиболее подходящими для той или иной
ситуации.