ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
39
доске, после чего кратко обсуждаются. При этом ведущий не должен навязывать свои
предложения, стремясь к тому, чтобы сам класс определял стратегию выживания.
Например, иногда отдельные учащиеся, явно желая подзадорить (или проверить)
ведущего, могут заявить, что не выживут «без туалетной бумаги» или «без
женщин»(если это однополая группа, например, в УПК). Понятно, что
морализаторство
в таких случаях перечеркнуло бы всю игру. Ведущему лучше спокойно вписать столь
«важные» предложения наравне с другими на доске. А в ходе обсуждения, когда
выяснится, что «без бумаги» или «без женщин» озорнику придется « в муках» умереть,
т.е. выйти из игры, класс обычно поднимает незадачливого шутника на смех, и игра
с
хорошим настроением продолжается.
После определения перечня остальных дел, исходя из общего количества
участников игры (включая ведущего), определяется, сколько человек необходимо для
каждого вида работ, и названные классом числа (потребности данного микрообщества)
соответственно выписываются на высоте. Далее по каждому виду работ определяется
число желающих в них участвовать, которое независимо от потребностей также
фиксируется
на доске. Как правило, всегда возникает несоответствие между
требуемым и желаемым, а иногда даже образуются группы «тунеядцев», не
участвующих ни в каких работах, что в какой-то степени моделирует ситуацию в
реальном обществе. Желательно все это определить в течение 15-20 минут.
После такого прояснения ситуации ведущий заявляет, что его поразила
волшебная болезнь, и он превращается в «злого духа», который будет мешать
дальнейшему выживанию класса с помощью природной стихии, эпидемии, различных
«чудес» и т.п. Он заявляет также, что необходимо срочно избрать Совет, который бы
организовывал дальнейшую жизнь микрообщества (привел в соответствие число
требуемого и желаемого, организовал работу в каждой рабочей группе и др.).
Пока избранный Совет
пытается организовать выживание, ведущий некоторое
время не вмешивается. И если Совет действует очень успешно, то для обострения игры
можно «усыпить» наиболее активных его членов. Кульминацией игры является
«напоминание» играющим о необходимости срочного сооружения санитарно-
гигиенического объекта (туалета), без которого все погибли бы от эпидемии, столь
опасной в тропических широтах. При этом все
отчетливо понимают, что данный объект
действительно необходим, однако многие опасаются насмешек, и поэтому построить
туалет оказывается не так-то просто… Примечательно, что в однополых группах (в
УПК, где мальчики и девочки занимаются раздельно) данная проблема решается
успешнее, чем в смешанных классах, где подростки больше стесняются друг друга.
По всей своей простоте и необычности данная ситуация по своему внутреннему
механизму соотносима с проблемой непрестижного выбора. Эту проблему важно
обсуждать с подростками хотя бы потому, что даже в модных и престижных
профессиях очень часто приходится выполнять черновую, непривлекательную и даже
отталкивающую работу.
В ходе краткого обсуждения игры определяется, удалось или не удалось классу
выжить и почему. Выписанная
на доске схема требуемого по каждой рабочей группе
числа школьников и числа желающих участвовать в том или ином виде работ
достаточно наглядна и, как правило, в комментариях почти не нуждается.
(Н. С. Пряжников Профориентационные игры: Проблемные ситуации, задачи,
карточные методики: Учеб.-метод. Пособие для студентов фак. психол. гос. ун-тов. –
М., 1991)
40
«Ассоциации»
Эта игра предназначена для выявления и коррекции у школьников
представлений о профессиях, а также общего и эмоционального отношения к ним. Игра
рассчитана на работу с классом и может быть с успехом проведена в 6-9 классах и
более старших классах.
Из класса выбираются 3 человека, которые с помощью ассоциативных вопросов
должны будут отгадать загаданную
остальными учащимися профессию. Опыт
показывает, что не все сразу понимают суть ассоциативного вопроса, поэтому
целесообразно сначала разобрать один пример (назвать профессию и показать, какого
она скорее всего может быть «цвета, с каким «рок-ансамблем» или «временем года»
ассоциируется).
Отгадывающие выходят в коридор и придумывают по два ассоциативных
вопроса (запрещается спрашивать о предмете, условиях
, средствах труда, т.е. задавать
«правильные» вопросы). Класс в это время быстро загадывает одну (любую из
интересующих самих школьников) профессию.
Далее входят отгадывающие и задают свои вопросы, каждый раз обращаясь к
конкретным учащимся. Ведущий кратко фиксирует 6 вопросов и 6ответов, после чего
команда отгадывающих должна за 30 секунд предложить 3 варианта отгадок. Если хотя
бы
один вариант будет правильным, считается, что команда отгадывающих выиграла.
В ходе обсуждения выясняется, насколько удачны были ответы («не сбивали ли
они с толку отгадывающих»), при этом те, кто отвечал на конкретные вопросы,
обосновывают свои ответы. Ведущий также может участвовать в обсуждении,
осторожно внося коррективы в представления школьников о рассматриваемой
профессии.
Обычно за
урок удается разобрать 3-5 профессий, а поскольку в роли
отгадывающих поочередно оказываются многие учащиеся классов, то обычно мало
кому бывает скучно. Как правило, дети отгадывают профессии более чем в половине
случаев, в то время как взрослые (психологи и педагоги на курсах переподготовки при
демонстрации им игрового метода) делают это гораздо хуже школьников. Работа
с
подростками предполагает учет их более эмоционального, образного восприятия и в
ряде случаев занятие, проведенное на эмоционально более близком им языке, может
оказаться эффективнее, чем правильная, строго обоснованная, но неинтересная лекция.
Примечательно, что в различных исследованиях с использованием психосомантических
методов показана взаимосвязь профессиональных стереотипов (образов профессий) и
отношение к ним у различных групп
населения.
(Н. С. Пряжников Профориентационные игры: Проблемные ситуации, задачи,
карточные методики: Учеб.-метод. Пособие для студентов фак. психол. гос. ун-тов. –
М., 1991)
Профессьянс «Кто? Что? Где?»
Методика предназначена для ориентировочного определения наиболее
желаемых для консультируемого оптанта профессий. Она включает три группы
карточек: 27 обобщенных профессионально важных качеств (ПВК); 27 типичных
трудовых действий («что делать
?»); 27 типичных организаций, мест работы («где
работать?»). Вся процедура рассчитана на 40-60 минут совместной работы оптанта и
психолога.
Школьнику предлагается представить некую идеальную, наиболее желаемую
лично для него профессиональную деятельность, но абстрагируясь от названия самой
профессии, и все последующие карточные выборы производить, ориентируясь на этот
профессиональный или трудовой идеал.
Карточки с обобщенными ПВК выстраиваются в
три ряда по девять в каждом
(всего-27). В первом ряду, ближнем к оптанту, должны быть наиболее привлекательные