Сборник профориентационных игр, викторин, конкурсов в помощь профконсультанту для проведения профориентационных мероприятий. Лукина А.К. - 19 стр.

UptoLike

Составители: 

37
профессии, места учебы или работы), сколько на проблемы нахождения смысла своей
жизни, связанного с той или иной деятельностью. Но такая деятельность не
обязательно является только профессиональной. Нередко человек реально выбирает не
столько профессию, сколько образ (или стиль) жизни, тот или иной социальный
стереотип, ту или иную социальную роль. Например, кто-то выбирает профессию
не
потому, что его привлекает сам характер данного труда, а потому, что позволяет иногда
пройтись в норковой шубе по улице (только ради этого живут или мечтают жить!), или
ради того, чтобы непременно прославиться (неважно как, лишь бы все о тебе знали),
или чтобы очень-очень много зарабатывать (вчерапартийный работник со льготами
,
сегоднявысокопоставленный чиновник-взяточник), или чтобы непременно «бывать
за границей» и т. п. Естественно, можно привести немало и приятных примеров, когда
человеку удается даже во внешне непривлекательной (непрестижной на данный
момент) профессии находить для себя важные и благородные смыслы, развивать и
реализовывать лучшие свои возможности. Это касается не только изначально
«благородных» видов
труда (учителей, социальных работников, врачей…), но даже
таких, где соблазн стать подлецом очень велик. Можно даже вообразить себе
ситуацию, что кто-то, как раньше, захочет «быть там, где труднее всего» и специально
изберет для себя наиболее трудныесоблазнительные») в этом плане профессии (как
своеобразные «испытания» своей совести) и только таким образом сумеет свой
дух
(Пряжников Н. С.).
Ловушки-капканчики
Целью игры является повышение уровня осознания возможных препятствий
(ловушек) на пути к профессиональным целям и представления о путях преодоления
этих препятствий.
Данное игровое упражнение проводится в круге, количество участниковот 6-8
до 12-15. Время – 20-30 минут.
Процедура включает следующие этапы:
1. Совместно с группой определяется конкретная профессиональная цель
(поступление в конкретное учебное заведение; окончание данного заведения;
оформление на конкретное место работы или конкретное профессиональное
достижение, включая построение карьеры и получение наград, премий и
прочего…).
2. В группе выбирается доброволец, который будет «представлять» какого-то
вымышленного человека (если доброволец пожелает, то он может представлять
и самого себя…). При этом для вымышленного
человека необходимо сразу же
определить его основные характеристики: пол, возраст (желательно, чтобы
возраст соответствовал возрасту большинства присутствующих, что сделает
упражнение более актуальным для играющих), образование, семейное
положение и др. Но таких характеристик не должно быть слишком много!
3. Общая инструкция: «Сейчас каждый, уже зная, к каким целям стремится наш
главный (вымышленный или реальный)
герой, должен будет определить (или
придумать) для него некоторые трудности на пути к профессиональной цели.
Особое внимание обращаем на то, что трудности могут быть как внешними,
исходящими от других людей или каких-то обстоятельств, так и внутренними,
заключенными в самом человеке (например, в нашем главном герое) и именно
об этих, внутренних трудностях многие часто забывают Желательно
определить даже две-три таких трудностей-ловушек на случай, если похожие
трудности придумают другие участники (чтобы не повторяться). Выделяя такие
трудности, каждый обязательно должен подумать и о том, как преодолеть их.
Главному игроку также дается время, чтобы он выделил несколько наиболее
38
вероятных трудностей на пути к своей цели и также подготовился ответить, как
он собирается их преодолевать.
4. После этого по очереди каждый будет называть по одной трудности-ловушке, а
главный игрок сразу же (без размышления) должен будет сказать, как можно
было бы эту трудность преодолеть. Игрок, назвавший данную трудность также
должен будет сказать, как можно было бы ее преодолеть. Ведущий с помощью
группы определит (с помощью голосования или других процедур), чей вариант
преодоления данной трудности оказался наиболее оптимальным. Победителю
(главному игроку или представителю группы) будет проставлен приззнак
«плюс». Если к концу игры у главного игрока окажется больше плюсов, то
значит, он сумел преодолеть основные
трудности (ловушки-капканчики) на пути
к своей цели».
5. Далее игроки, включая главного героя, выделяют на своих листочках основные
трудности на пути к намеченной цели. Напоминаем, что трудности бывают не
только внешними, но и внутренними (последние часто оказываются даже более
существенной преградой-ловушкой на пути к своим целям…).
6. Каждый по очереди
называет свою трудность. Если оказывается, что какая-то
трудность будет явно надуманной (например, разговор с самим Господом Богом
накануне ответственного экзамена…), то сама группа должна решить, обсуждать
подобную трудность или нет.
7. Сразу же главный игрок говорит, как он собирается ее преодолеть.
8. После него о своем варианте преодоления трудности говорит игрок, назвавший
эту трудность.
9. Ведущий с помощью остальных игроков определяет, чей вариант преодоления
трудности более оптимальным, интересным и реалистичным.
10. Наконец, подводится общий итог (сумел главный герой преодолеть названные
трудности или нет). При общем подведении итогов можно также посмотреть,
сумел ли еще на подготовительном этапе главный игрок выделить те трудности
(на своем
листочке), которые уже в игре предлагали ему остальные участники.
В ходе данного упражнения могут возникнуть интересные дискуссии, у
участников часто появляется желание поделиться своим жизненным опытом и т. д.
Конечно, ведущий должен поощрять такой обмен опытом, но одновременно следить и
за тем, чтобы игра проходила динамично и не увязла в несущественных деталях
.
(Пряжников Н. С.).
Проблема непрестижных профессий в игре «Остров»
Данная игра не ставит целью «ориентацию» школьников на явно
непривлекательные профессии. Являясь по содержанию ценностно-нравственной, она
призвана формировать у учащихся уважительное к непрестижному, но общественно
необходимому труду. Игра может быть соотнесена с темой «Потребности народного
хозяйства в кадрах». Проводить данную игру можно
с учащимися 6-11 классов. По
времени она рассчитана на урок.
По сюжету игры предполагается, что класс «чудом» попал на необитаемый
остров, где в течение как минимум двух-четырех месяцев он должен показать не только
свою способность к выживанию, но и способность остаться цивилизованной
общностью. Ведущий быстро рисует на доске несложную схему острова, сразу
сообщая
, что питьевая вода, полусъедобная растительность и рыба у берега имеются, а
вот пещеры и лодки на острове нет.
Сразу организуется общее собрание, в ходе которого демократическим путем
определяется, какие основные действия (виды работ) необходимы для выживания и
сохранения человеческого облика. Обычно это бывают: постройки жилья, охота,
приготовление пищи, ремонт орудий труда и
т.п. Все предложения выписываются на