ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
33
справедливости (за
100% принимается
профессия, набравшая
наибольший балл
Соотношение в %
реальных зарплат (за
100% - профессия
оплачиваемая выше
других)
2. В графах «Профессия» ведущий предлагает вписать одинаковые для всех
профессии - их и будут обсуждать в игре.
3. В таблице каждый участник самостоятельно проставляет ниже выписанных
профессий сколько, с его точки зрения, работники этих профессий зарабатывают
«реально», и сколько они должны были бы зарабатывать «по справедливости».
4. Далее каждый участник в графе «Универсальные критерии оплаты» выписывает
то, что, по его мнению, должно стать основой для справедливой оценки труда самых
разных работников (продолжительность работы, образование, стаж, значимость и т.п.)
Все эти действия являются скорее подготовкой к самой игре.
5. После этого ведущий может либо собрать листочки для последующего анализа,
либо оставить листочки участникам,
чтобы они могли опираться на свои оценки и
критерии в ходе дальнейшей работы.
6. Далее возможны различные варианты продолжения работы с группой.
6.1. Ведущий, постоянно обращаясь к участникам, спрашивает их, какие оценки и
какие критерии выписать в таблице на доске. При этом участников могут быть
разные мнения. Задача ведущего – не навязывать своих мнений и оценок, а
организовать совместное обсуждение. Роль ведущего на этом этапе – быть
статистом, задающим иногда уточняющие или даже провоцирующие вопросы и
кратко отражающим мнение большинства на доске.
Можно даже использовать «коэффициент значимости» отдельных критериев.
Например, те критерии, которые значимы, помечаются знаком «х», а потом эти баллы
умножаются на соответствующий коэффициент.
6.2. Второй
вариант дальнейшего проведения игры предполагает традиционную
схему «деловой игры», когда участники делятся на микрогруппы по 5-7
человек, в каждой микрогруппе обсуждается свой вариант таблицы, а затем
представители от каждой микрогруппы делают краткие доклады, которые
сравниваются и обсуждаются уже всеми участниками игры-дискуссии.
Заметим, что игра не предполагает строгой, объективной и, тем более,
окончательной
оценки значимости труда работников разных профессий. Её смысл –
актуализировать саму проблему справедливости зарплаты, ведь как уже не раз
отмечалось, именно чувство справедливости – важнейшая основа для развития чувства
собственного достоинства человека в труде.
В ходе обсуждения наибольший интерес могут вызывать такие противоречия:
Творческий – монотонный характер труда;
Явно полезный для общества
труд – труд презираемый, но необходимый;
Труд, понятный и очевидный для большинства - непонятный большинству,
не приносящий непосредственной пользы (ученый, музыкант и т.п.)
Труд, невысоко оцениваемый в данном обществе (предприятии) – высоко
оцениваемый в другом;
Плохой работник, научившийся выгодно «продавать» свой труд – отличный
профессионал, не умеющий продаваться.
34
Кто есть кто?
Смысл игрового упражнения – дать возможность участникам соотнести свой
образ с различными профессиями на основании знания учащихся друг о друге.
Игра проводится в круге, но возможен вариант проведения ее в классе. В игре
могут участвовать от 6-8 до 12-15 человек. Время на первое проигрывание – 5-7 минут.
Процедура игрового упражнения следующая:
1. Инструкция: «Сейчас
я буду называть профессии, каждый в течение
нескольких секунд должен посмотреть на своих товарищей и определить, кому эта
профессия подойдет в наибольшей степени. Далее я хлопну в ладоши и все по команде
одновременно должны показать рукой (или ручкой) на выбранного человека (наиболее
подходящего для названной профессии)».
Еще перед началом самой игры ведущий может спросить у участников группы,
какие профессии для них наиболее интересны и выписать эти профессии (примерно 10-
15 штук) на доске, называя впоследствии профессии из этого перечня. Это исключит
случаи, когда названная профессия будет никому не интересна, а может даже и
неприятна.
Если игроков немного (6-8 человек), то показывать можно не одной рукой, а
двумя (
одной рукой – на одного человека, другой - на другого). Для большего
количества участников лучше все это проделывать одной рукой, иначе будет путаница.
2. Показав рукой на своего товарища, все должны на время замереть, а ведущий
сам по очереди подсчитывает, сколько рук показывает на каждого человека, то есть чей
образ, по мнению большинства игроков, в
наибольшей степени соответствует данной
профессии. Конечно, и сами игроки могут сосчитать, сколько рук на них указывают, но
по опыту проведения игры, часто оказывается, что без помощи ведущего многие
сбиваются.
Если упражнение проводится в классе и учащиеся сидят на своих местах за
партами. То все основные правила сохраняются, а ведущий должен быть готов
к
несколько большим эмоциям игроков. Однако, при таком варианте игры, школьникам
намного проще сосчитать самим, сколько товарищей на них показывают, ведь в
отличие от игры в круге, где все сидят плотно друг с другом, в классе больше простора
и меньше ошибок с показыванием и обращением друг к другу.
В целом, данное игровое упражнение достаточно простое и с интересом
воспринимается участниками.
(Пряжников Н. С.).
«Звездный час»
Цель игрового упражнения – помочь участникам лучше осознать основные
личностные смыслы той или иной профессиональной деятельности для человека и
соотнести эти смыслы со своим собственным представлением о счастье.
Более оптимально проводить упражнение в подгруппе. По времени оно может
занять около 20-40
минут, но если получится интересная дискуссия, то времени
потребуется больше.
В самом общем плане участники игры пытаются выделить и обсудить
различные «радости» жизни и работы, наиболее характерные для представителей тех
или иных профессиональных и социальных групп общества.
Возможны различные варианты проведения упражнения. Во-первых, можно
рассмотреть «звездные часы» для типичных профессиональных стереотипов (для
типичного ученого, типичного продавца, типичного таксиста…), а можно рассмотреть
и стереотипы более широкого плана (типичного «нового русского», типичной
«шикарной женщины», типичного «супермена», типичного «пьяницы», типичного
«простого человека» и т.п.).
Во-вторых, варианты проведения упражнения могут быть разными по форме и
процедуре.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 15
- 16
- 17
- 18
- 19
- …
- следующая ›
- последняя »