Этика. Лютых Я.В. - 11 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

4. Дубко Е. Л. История европейской этики: учебное пособие для студентов
вузов. М.: Гардарики, 2007. С. 7 – 92
Семинар 5, 6. Моральные пророки и учителя человечества эпохи
Средневековья (Моисей, Иисус Христос, Мухаммед)
1. Крушение античного миропорядка.
Раскройте причины кризиса античного мира и предпосылки для
становления нового мировоззрения средних веков. Каким образом смена
мировоззрений обусловило изменение контекста этических исканий?
Соотнесите тезис Сократа «Познай самого себя» и слова Тертуллиана «верую,
ибо абсурдно».
2. Моисей и иудаизм. Этика Ветхого Завета.
Жизнь и миссия Моисея. Закон Моисея («десять заповедей») как первый
моральный кодекс цивилизации. Поразмышляйте о том, какие заповеди
Декалога в большей степени отражают религиозный принципы, а какие
моральные предписания:
«Я, Господь, Бог твой… да и не будет у тебя других боговНе делай себе кумира и
никакого изображения… не поклоняйся им, не служи им… Не произноси имени Господа,
Бога твоего, напрасно… Помни день субботний, чтобы святить его. Почитай отца твоего и
мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе. Не
убивай. Не прелюбодействуй. Не кради. Не произноси ложного свидетельства на ближнего
твоего. Не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни
рабыни его, ни вола его, ни осла его ничего, что у ближнего твоего» (Исход, 20, 1-17)?
Договор между Яхве и израильским народом. Раскройте своеобразие
иудейского монотеизма. Как запретительные ветхозаветные законы
превращаются в свободный моральный выбор через веру в единого Бога?
«…жизнь и смерть предложил Я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь…»
(«Второзаконие», 30, 19)
Почему «Не убий - центральный запрет Моисеева кодекса? Что
определяет безусловную, категорическую форму заповедей Моисея? Как
соотносятся заповедь «Не убий!» и принцип кары в Израиле? Выскажите свое
отношение к следующему предписанию Моисея: «душу за душу, глаз за глаз, зуб за
зуб, руку за руку, ногу за ногу» («Второзаконие», 19, 19 – 21).
Какова характерная особенность нормативной программы иудаизма? Какие
юридические следствия вытекают из нравственных канонов?
В чем заключается избранность израильского народа («Детей Израиля»)?
Кто является субъектом этики Моисея?
Идея справедливости и идея милосердия. В чем заключается милосердие
карающего Бога Яхве?
Как Вам кажется, почему, несмотря на пережитое в Освенциме, евреям
удалось сохранить верность своему Богу и Ветхому Завету?
На анализе притчи о нарушении Адамом и Евой воли Бога, порассуждайте
над проблемой добра и зла в Ветхом Завете.
   4. Дубко Е. Л. История европейской этики: учебное пособие для студентов
вузов. – М.: Гардарики, 2007. С. 7 – 92

        Семинар 5, 6. Моральные пророки и учителя человечества эпохи
            Средневековья (Моисей, Иисус Христос, Мухаммед)

   1. Крушение античного миропорядка.
   Раскройте причины кризиса античного мира и предпосылки для
становления нового мировоззрения средних веков. Каким образом смена
мировоззрений обусловило изменение контекста этических исканий?
Соотнесите тезис Сократа «Познай самого себя» и слова Тертуллиана «верую,
ибо абсурдно».
   2. Моисей и иудаизм. Этика Ветхого Завета.
   Жизнь и миссия Моисея. Закон Моисея («десять заповедей») как первый
моральный кодекс цивилизации. Поразмышляйте о том, какие заповеди
Декалога в большей степени отражают религиозный принципы, а какие –
моральные предписания:
    «Я, Господь, Бог твой… да и не будет у тебя других богов… Не делай себе кумира и
никакого изображения… не поклоняйся им, не служи им… Не произноси имени Господа,
Бога твоего, напрасно… Помни день субботний, чтобы святить его. Почитай отца твоего и
мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе. Не
убивай. Не прелюбодействуй. Не кради. Не произноси ложного свидетельства на ближнего
твоего. Не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни
рабыни его, ни вола его, ни осла его – ничего, что у ближнего твоего» (Исход, 20, 1-17)?
   Договор между Яхве и израильским народом. Раскройте своеобразие
иудейского монотеизма. Как запретительные ветхозаветные законы
превращаются в свободный моральный выбор через веру в единого Бога?
    «…жизнь и смерть предложил Я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь…»
(«Второзаконие», 30, 19)
   Почему «Не убий!» - центральный запрет Моисеева кодекса? Что
определяет безусловную, категорическую форму заповедей Моисея? Как
соотносятся заповедь «Не убий!» и принцип кары в Израиле? Выскажите свое
отношение к следующему предписанию Моисея: «душу за душу, глаз за глаз, зуб за
зуб, руку за руку, ногу за ногу» («Второзаконие», 19, 19 – 21).
   Какова характерная особенность нормативной программы иудаизма? Какие
юридические следствия вытекают из нравственных канонов?
   В чем заключается избранность израильского народа («Детей Израиля»)?
Кто является субъектом этики Моисея?
   Идея справедливости и идея милосердия. В чем заключается милосердие
карающего Бога Яхве?
   Как Вам кажется, почему, несмотря на пережитое в Освенциме, евреям
удалось сохранить верность своему Богу и Ветхому Завету?
   На анализе притчи о нарушении Адамом и Евой воли Бога, порассуждайте
над проблемой добра и зла в Ветхом Завете.