Этика. Лютых Я.В. - 7 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

Нравственное совершенство как движение от индивидуально-личностной
определенности к абсолютно-безличному началу.
Отношение буддизма к идеи разделения людей на касты.
2. Этика Древнего Китая: отношение к обществу.
В чем заключается принципиальное отличие древнекитайской культуры от
древнеиндийской? Как Вы думаете, что имел в виду Лао-цзы, говоря, что
«мудрый человек не имеет собственного сердца. Его сердце состоит из сердец народа»?
Китайская метафизика и объяснение мироздания через два полярных начала
(«ин янь»). Порассуждайте над словами Лао-цзы: «когда все узнают, что добро
является добром, возникает и зло» (Дао дэ цзин II).
Неопределенность «добра» и «зла» в свете диалектичности «дао». Согласны
ли Вы, что добро и зло это две стороны одной медали?
«Искренним я верю, и неискренним также верю» (Дао дэ цзин, XLIX).
2.1. Лао-цзы и Даосизм.
Легенда о Лао-цзы.
Метафизические основания концепции «дао» («Путь»). Как Дао порождает
мир и вещи? Что такое Дэ? Раскройте взаимосвязь Дао и Дэ. Дэ и принцип
естественности.
Нравственные аспекты «увэй» («недеяния»). Идеал даосского мудреца.
Раскройте через принцип «увей» и естественность смысл жизни даосов.
Как принцип «увэй» и естественности распространяется на управление
государством? В чем состоит социальная утопия даосизма?
Как вам кажется, мешают или помогают принцип «недеяния» и
«естественности» современному Китаю осуществлять модернизацию страны?
Может ли государство, построенное на принципах «недеяния» и
«естественности», воевать?
Даосизм как специальная практика продления жизни.
2.2. Конфуций и Конфуцианство.
Жизнь Конфуция («Мудрый учитель Кун»).
Представление о мире как гармоничном начале. В чем Конфуций видит
специфику человеческого бытия?
Соотношение этики и политики в рамках конфуцианства. Понятия
«благородный муж» и «низкий человек». Почему в конфуцианском
нравственном идеале «благородный муж» является именно чиновником
(сановником)?
Пять добродетелей «благородного мужа». Каково содержание «жень» как
основного нравственного принципа? Из каких двух знаков состоит иероглиф
«жень»?
На вопрос своего ученика: «Можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом?»
Конфуций ответил: «Это слово взаимность, не делай другим того, чего не желаешь себе».
Почему Кун-цзы уделяет так много внимания ритуалу («ли») и музыке? Как
связаны между собой социальная нравственность и ритуал? В чем заключается
смысл консерватизма конфуцианского образа жизни?
   Нравственное совершенство как движение от индивидуально-личностной
определенности к абсолютно-безличному началу.
   Отношение буддизма к идеи разделения людей на касты.
   2. Этика Древнего Китая: отношение к обществу.
   В чем заключается принципиальное отличие древнекитайской культуры от
древнеиндийской? Как Вы думаете, что имел в виду Лао-цзы, говоря, что
«мудрый человек не имеет собственного сердца. Его сердце состоит из сердец народа» ?
   Китайская метафизика и объяснение мироздания через два полярных начала
(«ин – янь»). Порассуждайте над словами Лао-цзы: «когда все узнают, что добро
является добром, возникает и зло» (Дао дэ цзин II).
   Неопределенность «добра» и «зла» в свете диалектичности «дао». Согласны
ли Вы, что добро и зло – это две стороны одной медали?
    «Искренним я верю, и неискренним также верю» (Дао дэ цзин, XLIX).
    2.1. Лао-цзы и Даосизм.
    Легенда о Лао-цзы.
    Метафизические основания концепции «дао» («Путь»). Как Дао порождает
мир и вещи? Что такое Дэ? Раскройте взаимосвязь Дао и Дэ. Дэ и принцип
естественности.
    Нравственные аспекты «увэй» («недеяния»). Идеал даосского мудреца.
Раскройте через принцип «увей» и естественность смысл жизни даосов.
    Как принцип «увэй» и естественности распространяется на управление
государством? В чем состоит социальная утопия даосизма?
    Как вам кажется, мешают или помогают принцип «недеяния» и
«естественности» современному Китаю осуществлять модернизацию страны?
Может ли государство, построенное на принципах «недеяния» и
«естественности», воевать?
    Даосизм как специальная практика продления жизни.
    2.2. Конфуций и Конфуцианство.
    Жизнь Конфуция («Мудрый учитель Кун»).
    Представление о мире как гармоничном начале. В чем Конфуций видит
специфику человеческого бытия?
    Соотношение этики и политики в рамках конфуцианства. Понятия
«благородный муж» и «низкий человек». Почему в конфуцианском
нравственном идеале «благородный муж» является именно чиновником
(сановником)?
    Пять добродетелей «благородного мужа». Каково содержание «жень» как
основного нравственного принципа? Из каких двух знаков состоит иероглиф
«жень»?
   На вопрос своего ученика: «Можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом?»
Конфуций ответил: «Это слово – взаимность, не делай другим того, чего не желаешь себе».
   Почему Кун-цзы уделяет так много внимания ритуалу («ли») и музыке? Как
связаны между собой социальная нравственность и ритуал? В чем заключается
смысл консерватизма конфуцианского образа жизни?