Общество как саморазвивающаяся система. Лысак И.В. - 108 стр.

UptoLike

Составители: 

108
которой она принадлежит, – это не культура конкретного места, это культура
времени. Это культура абсолютного настоящего»
1
. Данная женщина, как и
многие другие люди в современном мире, пользуется виртуальностью
пространства. Виртуальность пространства помогает ей избавиться от любых
ограничений, связанных с реальным домом, дематериализовать пространство,
не подвергаясь дискомфорту и тревогам бездомного существования. Как
отмечает З. Бауман, в условиях виртуализации культуры многие люди
превращаются в туристов, ставя мечту о
тоске по дому, сладкую и горькую
одновременно, выше домашних удобств, потому что им так хочется; либо
потому, что считают это наиболее разумной стратегией поведения в жизни
«при сложившихся обстоятельствах», либо потому, что соблазнившись
подлинными или воображаемыми удовольствиями жизни в поисках новых
ощущений
2
. Такое вынужденное «скитание по миру» в какой-то мере
противоестественно человеческой природе, оно лишает человека «корней»,
прочных социальных связей, стабильной идентификации, однако в условиях
виртуализации пространства люди вынуждены становиться «туристами», чтобы
реализоваться как профессионалы, ведь современный мир «скроен по мерке
туриста»
3
.
Итак, в виртуальном пространстве идентификация может условно легко
меняться, формироваться и трансформироваться. Такие основные врожденные
или приобретенные черты идентификации личности, как пол, раса,
национальность, профессия, вероисповедание, семейное положение и др. в
виртуальном пространстве могут быть констатируемы, иногда ими даже
манипулируют. Общаясь в Интернете и вливаясь в деятельность различного
характера в
сети, личность приобретает больше сил и возможностей социально
конструировать свою идентификацию, управлять и манипулировать ею.
Поэтому изменяется и заново формируется социальная возможность
«мобильной идентификации» – и эти возможности открывает именно
виртуальная прослойка. Это почти невозможно в физической локальной
общности, переплетенной устоявшимися социальными связями и
долговременным сотрудничеством между членами общности и личными
знакомствами. Между тем в виртуальном пространстве индивид становится
«мобильным» в отношении своего физико-социального бытияон движется,
физически оставаясь на том же месте. С другой стороны, индивид становится
«мобильным» в отношении его отождествленияон сам с помощью
виртуального пространства конструирует свою идентичность.
Следует отметить, что в современном обществе логика сетевых
интеракций начинает формировать характер всех коммуникационных
процессов, в том числе и массовых коммуникаций, несмотря на то, что
непосредственно в сетевые коммуникации включено не более одной десятой
1
Бауман З. Глобализация. Последствия для человека и общества. М., 2004. С. 127.
2
Там же. С. 131.
3
Там же. С. 133.