ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
4
1. ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ ЭТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
1.1. Понятия "этика" и “мораль”. Предмет этики
Понятие «этика» имеет несколько значений. В повседневном употребле-
нии этим понятием обозначают совокупность принципов жизни людей, вы-
ступающих своеобразным кодексом поведения. Так, когда мы говорим, на-
пример, о христианской этике, то имеем в виду совокупность принципов,
нашедших
отражение в Нагорной проповеди И. Христа.
Однако под этикой также понимают этическую теорию, которая имеет
дело с такими вопросами: «Можно ли прожить жизнь достойно?», «Какая
жизнь является достойной и правильной?» и пр. Прежде чем определить
предмет этики как теоретической дисциплины, рассмотрим происхождение
термина, которым она обозначается.
Термин «этика» происходит от
древнегреческого слова «ethos», первона-
чально означающего – совместное жилище, местопребывание. Позднее стали
появляться новые значения этого слова: образ мысли, характер, нрав, обы-
чай. Несмотря на смысловые различия этих понятий, в них отражается то,
что характер, образ мысли, нрав, обычаи не только формируются в совмест-
ном общежитии, но и проявляют себя в нём.
Аристотель
, отталкиваясь от «ethos» как нрава (характера), образовал
прилагательное - этический «ethicos» (этикос). Этим понятием он обозначал
совокупность душевных качеств, к которым относил справедливость, муже-
ство, умеренность, кротость, щедрость, дружелюбие, любезность и правди-
вость. Наука, изучающая этические добродетели, а также добродетель-
ные поступки была названа Аристотелем этикой. Итак, в 4 в. до н. э.
этическая
наука получила своё имя, которое носит до наших дней.
Аналогичной была история формирования латинского термина «мораль».
Латинским аналогом греческого слова «ethos» (этос) является – «moris»
(морис), которое переводится как нрав, обычай, характер. Цицерон, опираясь
на опыт Аристотеля, образовал прилагательное «moralis» (моралис). От это-
го прилагательного позднее было образовано существительное «мораль»,
совпадающее по содержанию с
термином «этика». Таким образом, по этимо-
логическому содержанию греческое понятие «этика» и латинское - «мораль»
являются эквивалентными. Позднее в русском языке появилось слово «нрав-
ственность», значение которого совпадает с греческим - "этика" и с латин-
ским - "мораль".
Вплоть до наших дней термины «этика» и «мораль» в живом языке ис-
пользуются как взаимозаменяемые.
Например, когда мы говорим о медицин-
ской этике, то часто имеем в виду определённые моральные явления - набор
правил, которых придерживаются медицинские работники в своём общении
друг с другом и со своими пациентами. Нет также однозначности в толкова-
нии следующих словосочетаний: этика учёного, мораль учёного, этика нау-
ки, и т.п. Однако
отождествление понятий «этика» и «мораль» может быть
1. ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ ЭТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 1.1. Понятия "этика" и “мораль”. Предмет этики Понятие «этика» имеет несколько значений. В повседневном употребле- нии этим понятием обозначают совокупность принципов жизни людей, вы- ступающих своеобразным кодексом поведения. Так, когда мы говорим, на- пример, о христианской этике, то имеем в виду совокупность принципов, нашедших отражение в Нагорной проповеди И. Христа. Однако под этикой также понимают этическую теорию, которая имеет дело с такими вопросами: «Можно ли прожить жизнь достойно?», «Какая жизнь является достойной и правильной?» и пр. Прежде чем определить предмет этики как теоретической дисциплины, рассмотрим происхождение термина, которым она обозначается. Термин «этика» происходит от древнегреческого слова «ethos», первона- чально означающего – совместное жилище, местопребывание. Позднее стали появляться новые значения этого слова: образ мысли, характер, нрав, обы- чай. Несмотря на смысловые различия этих понятий, в них отражается то, что характер, образ мысли, нрав, обычаи не только формируются в совмест- ном общежитии, но и проявляют себя в нём. Аристотель, отталкиваясь от «ethos» как нрава (характера), образовал прилагательное - этический «ethicos» (этикос). Этим понятием он обозначал совокупность душевных качеств, к которым относил справедливость, муже- ство, умеренность, кротость, щедрость, дружелюбие, любезность и правди- вость. Наука, изучающая этические добродетели, а также добродетель- ные поступки была названа Аристотелем этикой. Итак, в 4 в. до н. э. этическая наука получила своё имя, которое носит до наших дней. Аналогичной была история формирования латинского термина «мораль». Латинским аналогом греческого слова «ethos» (этос) является – «moris» (морис), которое переводится как нрав, обычай, характер. Цицерон, опираясь на опыт Аристотеля, образовал прилагательное «moralis» (моралис). От это- го прилагательного позднее было образовано существительное «мораль», совпадающее по содержанию с термином «этика». Таким образом, по этимо- логическому содержанию греческое понятие «этика» и латинское - «мораль» являются эквивалентными. Позднее в русском языке появилось слово «нрав- ственность», значение которого совпадает с греческим - "этика" и с латин- ским - "мораль". Вплоть до наших дней термины «этика» и «мораль» в живом языке ис- пользуются как взаимозаменяемые. Например, когда мы говорим о медицин- ской этике, то часто имеем в виду определённые моральные явления - набор правил, которых придерживаются медицинские работники в своём общении друг с другом и со своими пациентами. Нет также однозначности в толкова- нии следующих словосочетаний: этика учёного, мораль учёного, этика нау- ки, и т.п. Однако отождествление понятий «этика» и «мораль» может быть 4
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- …
- следующая ›
- последняя »