Профессионально-этические основы социальной работы. Махова Н.П - 5 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

5
допустимым лишь в разговорном стиле речи. В строгих научных рассужде-
ниях эти понятия не отождествляются. В сложившейся учебно-
академической традиции термины «этика» и «мораль» несут разный смысл.
При этом понятием «этика» обозначают науку, а понятием «мораль» - то, что
данной наукой изучается.
Таким образом, в ходе историко-культурного развития термины «мо-
раль
» и «этика» перестали отождествляться. Этикой стали обозначать об-
ласть философского знания, исследующую мораль, (нравственность). (Поня-
тия «мораль» и «нравственность» в научной речи рассматриваются как си-
нонимы). Итак, этикаэто философская наука о морали (нравственно-
сти).
Однако характеристика этики как науки о морали (нравственности) не
является достаточной. Ответить на вопрос, что
такое этикаэто и дать тол-
кование самой морали. Что такое мораль (нравственность)?
Под моралью (нравственностью) в научной литературе понимают
систему высших ценностей, характеризующуюся противоположностью
добра и зла и обусловливающую нормы долженствования человеческо-
го поведения. Согласно этому определению, мораль представлена её двумя
составляющими. Одна из них характеризует содержательный аспект морали
(
мораль - это система высших ценностей), а вторая - отмечает императив-
ный характер нравственных ценностей, и этим ещё более усиливает их по-
ложительное значение. Действительно, если моральные ценности формиру-
ют нормы должного поведения (как должно быть), то тогда они играют роль
морального стандарта, морального идеала в человеческой жизнедеятельно-
сти. Как видно из определения
, мораль становится реальным бытием, если
преодолевает противоположность между фактическим положением дел
(действиями, поступками, общественными явлениями) и нравственно цен-
ным.
Необходимость установления такого единства отмечал ещё Аристотель,
характеризуя этику как науку не только о добродетелях, но и о доброде-
тельных поступках. Но на этом не остановился процесс формирования эти-
ческой
науки. Как отмечал В.С. Соловьёв, период становления этики как
самостоятельной науки был длительным и не завершился в работах Аристо-
теля. Велика роль И. Канта в этом процессе. Кант обосновывал решение
нравственных проблем, исходя из самой морали. Он считал, что нет необхо-
димости характеризовать мораль с помощью каких-либо проявлений
культу-
ры (психологии, религии и пр.), так как принципы морали заложены в нашем
разуме. Мораль развивается по своим законам, поэтому, считал Кант, нрав-
ственное поведение основывается только на уважении к нравственному за-
кону. Человек по своей природе несовершенен. Он не всегда следует этому
закону. Поэтому этика не является знанием о том
, что было и есть. Этика
формирует представление о том, как должно быть. Иными словами, этика
это наука не о сущем, а о должном.
допустимым лишь в разговорном стиле речи. В строгих научных рассужде-
ниях эти понятия не отождествляются. В сложившейся учебно-
академической традиции термины «этика» и «мораль» несут разный смысл.
При этом понятием «этика» обозначают науку, а понятием «мораль» - то, что
данной наукой изучается.
   Таким образом, в ходе историко-культурного развития термины «мо-
раль» и «этика» перестали отождествляться. Этикой стали обозначать об-
ласть философского знания, исследующую мораль, (нравственность). (Поня-
тия «мораль» и «нравственность» в научной речи рассматриваются как си-
нонимы). Итак, этика – это философская наука о морали (нравственно-
сти).
   Однако характеристика этики как науки о морали (нравственности) не
является достаточной. Ответить на вопрос, что такое этика – это и дать тол-
кование самой морали. Что такое мораль (нравственность)?
   Под моралью (нравственностью) в научной литературе понимают
систему высших ценностей, характеризующуюся противоположностью
добра и зла и обусловливающую нормы долженствования человеческо-
го поведения. Согласно этому определению, мораль представлена её двумя
составляющими. Одна из них характеризует содержательный аспект морали
(мораль - это система высших ценностей), а вторая - отмечает императив-
ный характер нравственных ценностей, и этим ещё более усиливает их по-
ложительное значение. Действительно, если моральные ценности формиру-
ют нормы должного поведения (как должно быть), то тогда они играют роль
морального стандарта, морального идеала в человеческой жизнедеятельно-
сти. Как видно из определения, мораль становится реальным бытием, если
преодолевает противоположность между фактическим положением дел
(действиями, поступками, общественными явлениями) и нравственно цен-
ным.
    Необходимость установления такого единства отмечал ещё Аристотель,
характеризуя этику как науку не только о добродетелях, но и о доброде-
тельных поступках. Но на этом не остановился процесс формирования эти-
ческой науки. Как отмечал В.С. Соловьёв, период становления этики как
самостоятельной науки был длительным и не завершился в работах Аристо-
теля. Велика роль И. Канта в этом процессе. Кант обосновывал решение
нравственных проблем, исходя из самой морали. Он считал, что нет необхо-
димости характеризовать мораль с помощью каких-либо проявлений культу-
ры (психологии, религии и пр.), так как принципы морали заложены в нашем
разуме. Мораль развивается по своим законам, поэтому, считал Кант, нрав-
ственное поведение основывается только на уважении к нравственному за-
кону. Человек по своей природе несовершенен. Он не всегда следует этому
закону. Поэтому этика не является знанием о том, что было и есть. Этика
формирует представление о том, как должно быть. Иными словами, этика –
это наука не о сущем, а о должном.


                                     5