Профессионально-этические основы социальной работы. Махова Н.П - 6 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

6
Этика является наукой, которая не только предписывает, как «должно»
поступать в тех или иных случаях, но и объясняет природу морали. Это де-
лает убедительными её рекомендации для личности, поставившей перед со-
бой задачу нравственного совершенствования.
Исследуя природу морали, этика взаимодействует с другими разделами
философии, а также с другими науками (социологией
, психологией, бого-
словием и др.). Целостное изучение этого феномена предполагает проникно-
вение не только в сферу разума человека, но также в сферу его чувств, так
как в осмыслении нравственной жизни большую роль играют нравственные
чувства человека, его вера в торжество добра и справедливости. Поэтому
мораль исследуется психологией. Не менее значимыми
в изучении морали
являются социологические исследования, позволяющие выявлять механиз-
мы изменения моральных ценностей в определённом социокультурном кон-
тексте. Этим, безусловно, не исчерпывается роль конкретнонаучных иссле-
дований морали в общем познавательном процессе, общей чертой которых
является исследование в морали какой-либо стороны (воспитательной, пси-
хологической и т.д.). Этика же, являясь философской
наукой, координи-
рует усилия других наук в изучении морали, но в отличие от них иссле-
дует мораль как целостное явление.
1.2. Структура морали
Мораль представляет собой довольно сложное явление. Как было уже
отмечено, слово «мораль» восходит к латинскому слову «mores», которое
переводят и как «нрав». Вот почему понятия «мораль» и «нравственность
»
употребляются как синонимы.
Мораль на протяжении развития человеческой мысли получала различ-
ные толкования: как «опыт житейской мудрости», как школа воспитания че-
ловека в направлении добродетели. В истории этической мысли в это поня-
тие также вкладывались различные смыслы. Мораль трактовалась как путь
достижения счастья, как высшее наслаждение, как следование долгу, как
требование общественной пользы и др. Сложность выявления своеобразия
морали была обусловлена тем, что она не локализована в какой-то сфере че-
ловеческой жизнедеятельности.
Мораль в отличие от права, политики, экономики обладает способностью
проникать во все сферы человеческого бытия, чем затрудняет возможность
выявления её сущности. Поэтому любое из перечисленных выше толкований
морали
фиксировало какую-либо её особенность и не всегда выражало суть
этого феномена.
Понять специфику морали можно лишь, выявив её структуру и функции.
Большинство исследователей выделяют в морали моральное сознание и мо-
ральную деятельность. Рассмотрим эти два компонента морали.
    Этика является наукой, которая не только предписывает, как «должно»
поступать в тех или иных случаях, но и объясняет природу морали. Это де-
лает убедительными её рекомендации для личности, поставившей перед со-
бой задачу нравственного совершенствования.
    Исследуя природу морали, этика взаимодействует с другими разделами
философии, а также с другими науками (социологией, психологией, бого-
словием и др.). Целостное изучение этого феномена предполагает проникно-
вение не только в сферу разума человека, но также в сферу его чувств, так
как в осмыслении нравственной жизни большую роль играют нравственные
чувства человека, его вера в торжество добра и справедливости. Поэтому
мораль исследуется психологией. Не менее значимыми в изучении морали
являются социологические исследования, позволяющие выявлять механиз-
мы изменения моральных ценностей в определённом социокультурном кон-
тексте. Этим, безусловно, не исчерпывается роль конкретнонаучных иссле-
дований морали в общем познавательном процессе, общей чертой которых
является исследование в морали какой-либо стороны (воспитательной, пси-
хологической и т.д.). Этика же, являясь философской наукой, координи-
рует усилия других наук в изучении морали, но в отличие от них иссле-
дует мораль как целостное явление.

                          1.2. Структура морали

   Мораль представляет собой довольно сложное явление. Как было уже
отмечено, слово «мораль» восходит к латинскому слову «mores», которое
переводят и как «нрав». Вот почему понятия «мораль» и «нравственность»
употребляются как синонимы.
   Мораль на протяжении развития человеческой мысли получала различ-
ные толкования: как «опыт житейской мудрости», как школа воспитания че-
ловека в направлении добродетели. В истории этической мысли в это поня-
тие также вкладывались различные смыслы. Мораль трактовалась как путь
достижения счастья, как высшее наслаждение, как следование долгу, как
требование общественной пользы и др. Сложность выявления своеобразия
морали была обусловлена тем, что она не локализована в какой-то сфере че-
ловеческой жизнедеятельности.
   Мораль в отличие от права, политики, экономики обладает способностью
проникать во все сферы человеческого бытия, чем затрудняет возможность
выявления её сущности. Поэтому любое из перечисленных выше толкований
морали фиксировало какую-либо её особенность и не всегда выражало суть
этого феномена.
   Понять специфику морали можно лишь, выявив её структуру и функции.
Большинство исследователей выделяют в морали моральное сознание и мо-
ральную деятельность. Рассмотрим эти два компонента морали.



                                    6