Этика. Махова Н.П. - 27 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

27
выбирает какое-либо предпочтительное в данный момент действие на основе
склонности, то оно не имеет никакого отношения к морали.
Обязанность есть нечто, что человек должен делать независимо от его склон-
ности сделать что-либо иное. Кант утверждал, что человек действует нравствен-
но только в тех ситуациях, когда подавляет склонности и
поступает так, как обя-
зан поступить. К примеру, часто человек совершает какое-то действие, потому
что боится не делать этого (платит долг, потому что не хочет оказаться в тюрьме
и т. п.). И только тогда, когда человек осознаёт, что он должен уплатить, только в
этом случае он совершает нравственный поступок. Таким
образом, моральность,
по Канту, тесно связана с долгом и обязанностью. Нравственное действие всегда
требует от человека определённых волевых усилий, осознания чувства долга.
Позиция Канта отличает его от утилитаристов, которые оценивали мораль-
ность действия по результатам. В отличие от них он считал, что сущность мо-
рального нужно искать в мотивах деятельности.
Человек морален, когда дейст-
вует из чувства долга. Кант выразил это в знаменитой фразе: «Возможно, ничто в
этом мире, и даже вне его, нельзя представить безоговорочно добрым, кроме доб-
рой воли».
Кант разделял действия на благоразумные, за которыми кроется какой-либо
умысел, и нравственные. Если я нахожусь в затруднительном положении, не
зная,
как поступить: дать обещание, что смогу выполнить нечто, с намерением не вы-
полнять это или отказаться от обещания вовсе? Используя ложь как увёртку, я не
поступлю благоразумно, так как ложь всё равно раскроется, и я потеряю доверие
по отношению к себе со стороны других людей.
Однако если я прибегну
к правде, чтобы не нанести себе вред в будущем, то
всё равно моя правдивость не может рассматриваться как нравственное действие.
Поскольку правдивость, совершаемая только в силу долга, является нравствен-
ным действием. Итак, нравственным является действие, совершаемое из уваже-
ния к долгу, нравственным является человек, поступающий исходя из долга.
Этим не
ограничивается учение Канта о морали. Кант ставит вопрос: сущест-
вует ли возможность определить, в чём заключается долг человека в той или иной
ситуации? И отвечает на этот вопрос утвердительно. Необходимо каждый посту-
пок человека оценивать под углом зрения: что было бы, если бы он стал всеоб-
щим правилом поведения? Хочешь ли
ты, чтобы поступок, совершённый тобою,
был позволен всем? Вот почему обман, даже если он выгоден, удобен, не может
быть ни при каких условиях нравственным поступком.
Кант ввёл понятие «категорический императив», который позволяет на выше-
изложенную мысль взглянуть иначе. Он различает категорический и гипотетиче-
ский императив. Гипотетический императив, выступая руководством к
действию,
исходит из принципа: если вы хотите того-то и того-то, то вы поступаете так-то и
так-то.
Категорический императив не даёт никаких предписаний на случай «если».
Он безоговорочно предписывает поступать весьма определённо: …«поступай
только так, чтобы при этом ты мог желать, чтобы твой образ действий стал все-
выбирает какое-либо предпочтительное в данный момент действие на основе
склонности, то оно не имеет никакого отношения к морали.
    Обязанность есть нечто, что человек должен делать независимо от его склон-
ности сделать что-либо иное. Кант утверждал, что человек действует нравствен-
но только в тех ситуациях, когда подавляет склонности и поступает так, как обя-
зан поступить. К примеру, часто человек совершает какое-то действие, потому
что боится не делать этого (платит долг, потому что не хочет оказаться в тюрьме
и т. п.). И только тогда, когда человек осознаёт, что он должен уплатить, только в
этом случае он совершает нравственный поступок. Таким образом, моральность,
по Канту, тесно связана с долгом и обязанностью. Нравственное действие всегда
требует от человека определённых волевых усилий, осознания чувства долга.
    Позиция Канта отличает его от утилитаристов, которые оценивали мораль-
ность действия по результатам. В отличие от них он считал, что сущность мо-
рального нужно искать в мотивах деятельности. Человек морален, когда дейст-
вует из чувства долга. Кант выразил это в знаменитой фразе: «Возможно, ничто в
этом мире, и даже вне его, нельзя представить безоговорочно добрым, кроме доб-
рой воли».
    Кант разделял действия на благоразумные, за которыми кроется какой-либо
умысел, и нравственные. Если я нахожусь в затруднительном положении, не зная,
как поступить: дать обещание, что смогу выполнить нечто, с намерением не вы-
полнять это или отказаться от обещания вовсе? Используя ложь как увёртку, я не
поступлю благоразумно, так как ложь всё равно раскроется, и я потеряю доверие
по отношению к себе со стороны других людей.
    Однако если я прибегну к правде, чтобы не нанести себе вред в будущем, то
всё равно моя правдивость не может рассматриваться как нравственное действие.
Поскольку правдивость, совершаемая только в силу долга, является нравствен-
ным действием. Итак, нравственным является действие, совершаемое из уваже-
ния к долгу, нравственным является человек, поступающий исходя из долга.
    Этим не ограничивается учение Канта о морали. Кант ставит вопрос: сущест-
вует ли возможность определить, в чём заключается долг человека в той или иной
ситуации? И отвечает на этот вопрос утвердительно. Необходимо каждый посту-
пок человека оценивать под углом зрения: что было бы, если бы он стал всеоб-
щим правилом поведения? Хочешь ли ты, чтобы поступок, совершённый тобою,
был позволен всем? Вот почему обман, даже если он выгоден, удобен, не может
быть ни при каких условиях нравственным поступком.
    Кант ввёл понятие «категорический императив», который позволяет на выше-
изложенную мысль взглянуть иначе. Он различает категорический и гипотетиче-
ский императив. Гипотетический императив, выступая руководством к действию,
исходит из принципа: если вы хотите того-то и того-то, то вы поступаете так-то и
так-то.
    Категорический императив не даёт никаких предписаний на случай «если».
Он безоговорочно предписывает поступать весьма определённо: …«поступай
только так, чтобы при этом ты мог желать, чтобы твой образ действий стал все-


                                       27