Этика. Махова Н.П. - 25 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

25
Таким образом, его этика является руководством, которое избавит человека от
страха, раздражения, несчастья, возникающих, когда мы становимся рабами своих
эмоций.
«Мудрый человек вряд ли когда-либо бывает обеспокоен: осознавая внешнюю
обусловленность самого себя, Бога и предметов, он никогда не прекращает пребы-
вания в постоянной радости и в высшем покое души
». Моральное совершенствова-
ниеэто результат интеллектуального созерцания, при котором субъект пережива-
ет полное тождество с объектом. Труд, деятельное отношение к миру развивает
способность души к мышлению. Истинный мудрец способен испытать всепогло-
щающую любовь к Богу.
Контрольные вопросы
1. Чем, с точки зрения Спинозы, можно объяснить основные аффекты, влияю-
щие
на душу человека, – желания, радости, печали?
2. Можно ли моральное совершенствование связывать с достижением высшей
ступени интеллектуального созерцания?
3. Позволяет ли моральное совершенствование преодолевать жизненные не-
взгоды?
4. На Ваш взгляд, можно ли (и нужно ли) исключить из нашей жизни все пе-
реживания?
3.8. Ценности этики утилитаризма
История утилитаризма продолжительная. Первые
идеи появились довольно
давно. Наиболее известными мыслителями этики утилитаризма являются И. Бен-
там (1748–1832) и Д. С. Милль (1808–1873).
Эти мыслители развивали своё учение как разновидность гедонизма. Они ут-
верждали, что все люди стремятся к удовлетворению своих желаний. Мыслители
поставили перед собой задачу сформулировать критерий, на основании которого
можно было бы различить,
когда действие является правильным, а в каком случае
нет. Его они назвали «принципом пользы». Этот принцип утверждал, что такое
действие является правильным, если оно приводит к большему количеству удо-
вольствия для наибольшего количества людей. В противном случае оно не яв-
ляется правильным.
Сущность утилитаризма состоит в том, что он делает
акцент на результатах
действия. Если действие приносит больше пользы, чем вреда, то оно является пра-
вильным. Последствия действия, а не мотивы определяют его правильность.
Философы-утилитаристы обратили внимание на тот факт, что часто, исходя из
лучших побуждений в своих поступках, люди получают ужасные результаты. Не
всегда моральная ценность действия совпадает с
мотивом того, кто его совершал.
Личность, безупречная в моральном отношении, может совершить действие, по-
следствия которого ею не могли быть предугаданы. Поэтому принцип пользы,
считали они, позволяет по объективным основаниям (результатам) оценить дейст-
    Таким образом, его этика является руководством, которое избавит человека от
страха, раздражения, несчастья, возникающих, когда мы становимся рабами своих
эмоций.
    «Мудрый человек вряд ли когда-либо бывает обеспокоен: осознавая внешнюю
обусловленность самого себя, Бога и предметов, он никогда не прекращает пребы-
вания в постоянной радости и в высшем покое души». Моральное совершенствова-
ние – это результат интеллектуального созерцания, при котором субъект пережива-
ет полное тождество с объектом. Труд, деятельное отношение к миру развивает
способность души к мышлению. Истинный мудрец способен испытать всепогло-
щающую любовь к Богу.

                             Контрольные вопросы

    1. Чем, с точки зрения Спинозы, можно объяснить основные аффекты, влияю-
щие на душу человека, – желания, радости, печали?
    2. Можно ли моральное совершенствование связывать с достижением высшей
ступени интеллектуального созерцания?
    3. Позволяет ли моральное совершенствование преодолевать жизненные не-
взгоды?
    4. На Ваш взгляд, можно ли (и нужно ли) исключить из нашей жизни все пе-
реживания?

                      3.8. Ценности этики утилитаризма

    История утилитаризма продолжительная. Первые идеи появились довольно
давно. Наиболее известными мыслителями этики утилитаризма являются И. Бен-
там (1748–1832) и Д. С. Милль (1808–1873).
    Эти мыслители развивали своё учение как разновидность гедонизма. Они ут-
верждали, что все люди стремятся к удовлетворению своих желаний. Мыслители
поставили перед собой задачу сформулировать критерий, на основании которого
можно было бы различить, когда действие является правильным, а в каком случае
нет. Его они назвали «принципом пользы». Этот принцип утверждал, что такое
действие является правильным, если оно приводит к большему количеству удо-
вольствия для наибольшего количества людей. В противном случае оно не яв-
ляется правильным.
    Сущность утилитаризма состоит в том, что он делает акцент на результатах
действия. Если действие приносит больше пользы, чем вреда, то оно является пра-
вильным. Последствия действия, а не мотивы определяют его правильность.
    Философы-утилитаристы обратили внимание на тот факт, что часто, исходя из
лучших побуждений в своих поступках, люди получают ужасные результаты. Не
всегда моральная ценность действия совпадает с мотивом того, кто его совершал.
Личность, безупречная в моральном отношении, может совершить действие, по-
следствия которого ею не могли быть предугаданы. Поэтому принцип пользы,
считали они, позволяет по объективным основаниям (результатам) оценить дейст-

                                      25