Этика. Махова Н.П. - 24 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

24
дом, а также состоянием природы в этот момент. Обычно люди убеждены, что
они наделены свободой воли, и их поступки осуществляются ими сознательно. На
самом деле свобода волиэто иллюзия, потому что подавляющая часть людей не
вникает в действительные причины своих действий.
Он писал: обыденные жизненные треволнения людей, которые люди ас-
социируют с высшим благом, можно подразделить на три группы: богатство,
слава и чувственные наслаждения. И разум настолько поглощен ими, что вряд
ли у него есть какая-либо возможность размышлять о каком-либо другом благе.
Интересны рассуждения Спинозы о природе ценностей. Ничто само по себе,
писал он, не хорошо и не плохо
, а является таковым по отношению к чему-либо.
Если кто-то болен и касторовое масло ему помогает, то всё равно нельзя утвер-
ждать, что касторовое маслоблаго по своей сути. Если касторовое масло дать
больному аппендицитом и тот умрёт, то для этого человека касторовое масло
нельзя считать благом. Поэтому полезность
и вредность всякой вещи нельзя счи-
тать её внутренним свойством.
Эти рассуждения привели Спинозу к пониманию того, что богатство, слава и
чувственные наслаждения не имеют внутренне присущей ценности. Они яв-
ляются только средством, позволяющим человеческую жизнь сделать более
счастливой. Когда эти вещи действуют на человека желательным образом, они
благо, когда нежелательным
образомзло. Спиноза писал, что нам известны
многие случаи, когда люди свою жизнь подвергают опасностям, стремясь приоб-
рести богатства. Такую жизнь нельзя назвать разумной.
Если события определены законами природы так, что человек не свободен, и
если ничто само по себе не хорошо и не плохо, то в чём же заключается
правиль-
ная жизнь?
Большинство людей живут, ориентируясь на свои эгоистические устремления,
стремясь утвердить себя. Бросаются от страха к надежде, от сомнения к надмен-
ности. Их душа подвержена влиянию трёх аффектов: радости, печали и желания.
Скупость, разврат, честолюбиеэто их частные случаи.
Согласно Спинозе, такая жизнь состоит в определённом отношении к миру
.
Это отношение отчасти носит эмоциональный характер, а отчастирациональ-
ный. При этом верное знание о мире даёт разум, а не чувства. Чувства привносят
в познание очень многое, зависящее от телесного состояния самого субъекта.
Адекватное верное знание даёт лишь разум. Понятия разума истинны.
Спиноза доказывает, что человек обретает счастье, постигнув ограниченность
человеческих возможностей, поняв, что всё происходящее носит необходимый
характер и не растрачивает силы на борьбу с происходящим.
Бессмысленно давать волю чувствам, если умирает друг, – это часть мирового
процесса. Если же рассматривать событие как часть мирового процесса (в его
терминологии – «под знаком вечности»), человек перестаёт как бояться, так и рас-
страиваться по
поводу происходящего в мире. На этом пути он будет жить счаст-
ливой жизнью. В некоторых ситуациях, когда человеку нужно освободиться от
власти эмоций, этот совет может быть полезным.
дом, а также состоянием природы в этот момент. Обычно люди убеждены, что
они наделены свободой воли, и их поступки осуществляются ими сознательно. На
самом деле свобода воли – это иллюзия, потому что подавляющая часть людей не
вникает в действительные причины своих действий.
    Он писал: обыденные жизненные треволнения людей, которые люди ас-
социируют с высшим благом, можно подразделить на три группы: богатство,
слава и чувственные наслаждения. И разум настолько поглощен ими, что вряд
ли у него есть какая-либо возможность размышлять о каком-либо другом благе.
    Интересны рассуждения Спинозы о природе ценностей. Ничто само по себе,
писал он, не хорошо и не плохо, а является таковым по отношению к чему-либо.
Если кто-то болен и касторовое масло ему помогает, то всё равно нельзя утвер-
ждать, что касторовое масло – благо по своей сути. Если касторовое масло дать
больному аппендицитом и тот умрёт, то для этого человека касторовое масло
нельзя считать благом. Поэтому полезность и вредность всякой вещи нельзя счи-
тать её внутренним свойством.
    Эти рассуждения привели Спинозу к пониманию того, что богатство, слава и
чувственные наслаждения не имеют внутренне присущей ценности. Они яв-
ляются только средством, позволяющим человеческую жизнь сделать более
счастливой. Когда эти вещи действуют на человека желательным образом, они –
благо, когда нежелательным образом – зло. Спиноза писал, что нам известны
многие случаи, когда люди свою жизнь подвергают опасностям, стремясь приоб-
рести богатства. Такую жизнь нельзя назвать разумной.
    Если события определены законами природы так, что человек не свободен, и
если ничто само по себе не хорошо и не плохо, то в чём же заключается правиль-
ная жизнь?
    Большинство людей живут, ориентируясь на свои эгоистические устремления,
стремясь утвердить себя. Бросаются от страха к надежде, от сомнения к надмен-
ности. Их душа подвержена влиянию трёх аффектов: радости, печали и желания.
Скупость, разврат, честолюбие – это их частные случаи.
    Согласно Спинозе, такая жизнь состоит в определённом отношении к миру.
Это отношение отчасти носит эмоциональный характер, а отчасти – рациональ-
ный. При этом верное знание о мире даёт разум, а не чувства. Чувства привносят
в познание очень многое, зависящее от телесного состояния самого субъекта.
Адекватное верное знание даёт лишь разум. Понятия разума истинны.
    Спиноза доказывает, что человек обретает счастье, постигнув ограниченность
человеческих возможностей, поняв, что всё происходящее носит необходимый
характер и не растрачивает силы на борьбу с происходящим.
    Бессмысленно давать волю чувствам, если умирает друг, – это часть мирового
процесса. Если же рассматривать событие как часть мирового процесса (в его
терминологии – «под знаком вечности»), человек перестаёт как бояться, так и рас-
страиваться по поводу происходящего в мире. На этом пути он будет жить счаст-
ливой жизнью. В некоторых ситуациях, когда человеку нужно освободиться от
власти эмоций, этот совет может быть полезным.


                                      24