Этика. Махова Н.П. - 23 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

23
крушения надежд, сердечной боли в попытках изменить ход событий. Человек
становится свободным, когда осознаёт это.
Несвободным человеком является тот, который начинает бороться, чтобы из-
менить ход вещей. Поэтому человеку необходимо освободиться от желаний и
эмоций. Не нужно отрекаться от материальной стороны мира, но только при ус-
ловиине стать рабом
вещей. Нужно оставаться безразличным к вещам, потому
что, если их придётся потерять, это не должно разрушить самого человека. Во-
площением идеала добродетельности является мудрец, который обладает непо-
грешимым интеллектуально-нравственным настроем, соответствующим идеалу
апатии. Только достигший полного покоя (апатии) мудрец обладает добродете-
лями: мужеством, справедливостью, умеренностью, рассудительностью.
Главная заслуга стоицизмаперенесение
ответственности за обладание доб-
ром или злом с общества на человека.
Контрольные вопросы
1. Проанализируйте следующее положение этики стоиков. С одной стороны,
стоики утверждали, что любое событие предопределено, но в таком случае нельзя
ничего изменить. С другой стороны, они утверждали, что человек может изменить
свой характер. Нет ли здесь
противоречия?
2. Дайте анализ высказывания Сенеки: «Лучше достойно умереть, чем недос-
тойно жить».
3. Представляется ли вам убедительной этическая доктрина безразличия? Раз-
деляете ли вы её идеи?
3.7. Этика Спинозы
Спинозу называют одним из двух или трёх философов, обогативших этиче-
скую мысль после греков. Его работа «Этика» написана «геометрическим спосо-
бом», т. е. с соблюдением всех форм математической науки (аксиомы, теоремы,
доказательства).
Спиноза (1632–1677) родился в Амстердаме, где еврейские беженцы из Испа-
нии и Португалии скрывались от инквизиции. В 1656 г. он был отлучён от церкви.
(Его взгляды были названы ересями, за что Спиноза Церковным Советом был
предан анафеме и навсегда отлучён
от еврейской общины. После отлучения от
общины он короткую жизнь провёл в уединении без намёков на роскошь и богат-
ство. Его жизнь современники сравнивали с жизнью святого.)
Этические идеи Спинозы испытали на себе воздействие философии стоиков.
Свидетельством этого являются утверждения: «Всё происходящее соответствует
вечному порядку и неизменным законам природы», «Никто не
свободен действо-
вать случайно», «Чуду вообще нет места».
Универсальная детерминация распространяется Спинозой на человека, кото-
рый является частью природы и подчинён внешнему порядку. Вся жизнедеятель-
ность человека определена прошлым опытом, физическим и психическим скла-
крушения надежд, сердечной боли в попытках изменить ход событий. Человек
становится свободным, когда осознаёт это.
    Несвободным человеком является тот, который начинает бороться, чтобы из-
менить ход вещей. Поэтому человеку необходимо освободиться от желаний и
эмоций. Не нужно отрекаться от материальной стороны мира, но только при ус-
ловии – не стать рабом вещей. Нужно оставаться безразличным к вещам, потому
что, если их придётся потерять, это не должно разрушить самого человека. Во-
площением идеала добродетельности является мудрец, который обладает непо-
грешимым интеллектуально-нравственным настроем, соответствующим идеалу
апатии. Только достигший полного покоя (апатии) мудрец обладает добродете-
лями: мужеством, справедливостью, умеренностью, рассудительностью.
    Главная заслуга стоицизма – перенесение ответственности за обладание доб-
ром или злом с общества на человека.

                             Контрольные вопросы

   1. Проанализируйте следующее положение этики стоиков. С одной стороны,
стоики утверждали, что любое событие предопределено, но в таком случае нельзя
ничего изменить. С другой стороны, они утверждали, что человек может изменить
свой характер. Нет ли здесь противоречия?
   2. Дайте анализ высказывания Сенеки: «Лучше достойно умереть, чем недос-
тойно жить».
   3. Представляется ли вам убедительной этическая доктрина безразличия? Раз-
деляете ли вы её идеи?

                              3.7. Этика Спинозы

    Спинозу называют одним из двух или трёх философов, обогативших этиче-
скую мысль после греков. Его работа «Этика» написана «геометрическим спосо-
бом», т. е. с соблюдением всех форм математической науки (аксиомы, теоремы,
доказательства).
    Спиноза (1632–1677) родился в Амстердаме, где еврейские беженцы из Испа-
нии и Португалии скрывались от инквизиции. В 1656 г. он был отлучён от церкви.
(Его взгляды были названы ересями, за что Спиноза Церковным Советом был
предан анафеме и навсегда отлучён от еврейской общины. После отлучения от
общины он короткую жизнь провёл в уединении без намёков на роскошь и богат-
ство. Его жизнь современники сравнивали с жизнью святого.)
    Этические идеи Спинозы испытали на себе воздействие философии стоиков.
Свидетельством этого являются утверждения: «Всё происходящее соответствует
вечному порядку и неизменным законам природы», «Никто не свободен действо-
вать случайно», «Чуду вообще нет места».
    Универсальная детерминация распространяется Спинозой на человека, кото-
рый является частью природы и подчинён внешнему порядку. Вся жизнедеятель-
ность человека определена прошлым опытом, физическим и психическим скла-

                                     23