ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
21
тановки: человек должен быть счастлив, если следует в своей жизни добродете-
лям. При этом Антисфен полагал, что высшее счастье для человека – «умереть
счастливым».
Отличает этику киников от тех учений, которые мы уже рассматривали,
своеобразие их представлений о добродетелях.
Этическая теория киников возникла, как и все другие этические теории, из-за
неудовлетворённости философов тем, как люди живут. Только в таких обстоя-
тельствах возникает стремление ответить на вопрос, как человек должен жить и,
следовательно, попытаться изменить мир, людей. Учение киников невозможно
понять вне связи его идей с той социальной средой, в которой формировались их
идеи. Формирование этики киников происходило в условиях кризиса, крушения
социальных институтов империи Александра Македонского. Социальный кризис
(а также неприятности личного характера) ставят перед человеком задачу личного
спасения, выживания. Киники предложили один из ответов на этот вопрос.
Прежде всего, киники считали, что все социальные институты, начиная с
частной собственности, правительства, брака, а также все плоды цивилиза-
ции (наука, образование, предметы
роскоши и пр.) не должны для человека
иметь не только самодовлеющего значения, но вообще должны быть отвергну-
тыми. Крайний аскетизм – вот нравственная норма, добродетель в понимании ки-
ников. Киники вели нищенскую жизнь. Существует много описаний, как Диоген
отказывался от еды, одежды, жилища и пр. (Слово «киник» произошло от грече-
ского
слова «кюнос», которое означает «собакоподобный».) За свой образ жизни
они получили это название.
Если аскетизм физический был отрицанием материальных благ цивилизации,
то стремление «культивировать» малообразованность, малокультурность
являлось отрицанием духовного наследия человечества. Киники отрицали
систему нравственности, которая господствовала не только в учениях знамени-
тых мыслителей, но и в представлениях обычных людей
Киники
демонстрировали негативное отношение к государственным зако-
нам, отрицая за ними хоть какую-либо добродетель. Они считали, что в обще-
стве царит зло, поэтому необходимо от него устраниться.
И если человек ищет спасения в этом мире, то он должен искать его внутри
себя – в этом и состоит добродетель. Человек, как считали
киники, может найти
только в самом себе спасение. Это состояние человека они называли свободой,
считая её главной добродетелью. Как видим, трактовка свободы как отрицание
всего социального опыта не во имя созидания чего-то нового, а во имя разруше-
ния привела к антисоциальной направленности этических воззрений киников. До-
казывая, что только индивидуальная
добродетель имеет значение, учение киников
внесло существенный вклад в подрыв социальных стереотипов. По существу, их
взгляды на решение проблемы «Как правильно жить?», как заметил А. Н. Чаны-
шев, явились философским обоснованием нищеты, которая принимается добро-
вольно и рассматривается как высшая нравственная ценность.
тановки: человек должен быть счастлив, если следует в своей жизни добродете- лям. При этом Антисфен полагал, что высшее счастье для человека – «умереть счастливым». Отличает этику киников от тех учений, которые мы уже рассматривали, своеобразие их представлений о добродетелях. Этическая теория киников возникла, как и все другие этические теории, из-за неудовлетворённости философов тем, как люди живут. Только в таких обстоя- тельствах возникает стремление ответить на вопрос, как человек должен жить и, следовательно, попытаться изменить мир, людей. Учение киников невозможно понять вне связи его идей с той социальной средой, в которой формировались их идеи. Формирование этики киников происходило в условиях кризиса, крушения социальных институтов империи Александра Македонского. Социальный кризис (а также неприятности личного характера) ставят перед человеком задачу личного спасения, выживания. Киники предложили один из ответов на этот вопрос. Прежде всего, киники считали, что все социальные институты, начиная с частной собственности, правительства, брака, а также все плоды цивилиза- ции (наука, образование, предметы роскоши и пр.) не должны для человека иметь не только самодовлеющего значения, но вообще должны быть отвергну- тыми. Крайний аскетизм – вот нравственная норма, добродетель в понимании ки- ников. Киники вели нищенскую жизнь. Существует много описаний, как Диоген отказывался от еды, одежды, жилища и пр. (Слово «киник» произошло от грече- ского слова «кюнос», которое означает «собакоподобный».) За свой образ жизни они получили это название. Если аскетизм физический был отрицанием материальных благ цивилизации, то стремление «культивировать» малообразованность, малокультурность являлось отрицанием духовного наследия человечества. Киники отрицали систему нравственности, которая господствовала не только в учениях знамени- тых мыслителей, но и в представлениях обычных людей Киники демонстрировали негативное отношение к государственным зако- нам, отрицая за ними хоть какую-либо добродетель. Они считали, что в обще- стве царит зло, поэтому необходимо от него устраниться. И если человек ищет спасения в этом мире, то он должен искать его внутри себя – в этом и состоит добродетель. Человек, как считали киники, может найти только в самом себе спасение. Это состояние человека они называли свободой, считая её главной добродетелью. Как видим, трактовка свободы как отрицание всего социального опыта не во имя созидания чего-то нового, а во имя разруше- ния привела к антисоциальной направленности этических воззрений киников. До- казывая, что только индивидуальная добродетель имеет значение, учение киников внесло существенный вклад в подрыв социальных стереотипов. По существу, их взгляды на решение проблемы «Как правильно жить?», как заметил А. Н. Чаны- шев, явились философским обоснованием нищеты, которая принимается добро- вольно и рассматривается как высшая нравственная ценность. 21
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 19
- 20
- 21
- 22
- 23
- …
- следующая ›
- последняя »