Этика. Махова Н.П. - 20 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

20
Эпикур идеалом счастливой жизни считал жизнь мудреца, который живёт в
согласии с природой, не презирая земные блага и, следовательно, этим более со-
гласуясь с ней. Разумные чувственные и духовные удовольствия в этике Эпикура
рассматриваются как высшая ценность счастливой жизни.
Контрольные вопросы
1. Привлекательна ли, с вашей точки зрения, гедонистическая
трактовка мо-
рали? Ответ аргументируйте.
2. Назовите удовольствия, которые можно назвать «хорошими» и почему?
Назовите удовольствия, которые можно назвать «плохими» и почему?
3. Нужно ли стремиться к удовольствиям, которые могут привести к боли,
страданию?
4. Можно ли, на ваш взгляд, с наслаждением (удовольствием) выполнять про-
фессиональные обязанности? Можно ли рассматривать гедонизм
как принцип
профессиональной этики? Ответ аргументируйте.
5. Можно ли рассматривать учение об удовольствиях как о единственно дос-
тойной цели в жизни человека?
6. Можно ли рассматривать гедонизм как философию, уводящую от невзгод?
3.5. Учение киников
Моральная философия является, в конечном счёте, продуктом своего времени.
Этика Сократа, Платона и Аристотеля
в этом смысле отразила конфликт родовой
и классовой морали. Это наиболее характерно для Аристотеля, в этике которого
не нашлось места рабу. Принцип, которому Аристотель следовал неукоснительно,
состоял в том, что раб, в лучшем случае, является животным, и поэтому находит-
ся вне морали.
Несколько иной подход в этике, как это было показано
, получил развитие у
Эпикура. Гедонизм Эпикура понятен и особенно привлекателен для обыкновенных
людей, находящихся в тяжелых условиях кризисного существования общества.
В большей мере такого рода социальная направленность этических учений ха-
рактерна для киников и стоиков. Их этические концепции часто называют «фило-
софскими утешениями». Рассмотрим основные идеи этих концепций. Общей чертой
этих различных воззрений являлась пессимистичная идея о том, что «мир рушится»,
ставя человека перед необходимостью выживания. «Крушение мира» может проис-
ходить по разным причинам (личного или общественного характера), но в любых
ситуациях перед человеком возникает проблема «Как правильно жить в этих усло-
вияхили, точнее, – «Как выжить, сохранив человеческое достоинство?».
Основателем
школы киников являлся Антисфен (444 до н.э.), однако его уче-
ник Диоген Синопский (ум. 330-320 до н. э.) в своей собственной жизни реализо-
вал эти идеи. Поэтому часто идеи этой школы связывают с именем Диогена.
Исходная посылка этики киников имеет много общего с другими этическими
учениями Древней Греции. Прежде всего это
касается их эвдемонистической ус-
    Эпикур идеалом счастливой жизни считал жизнь мудреца, который живёт в
согласии с природой, не презирая земные блага и, следовательно, этим более со-
гласуясь с ней. Разумные чувственные и духовные удовольствия в этике Эпикура
рассматриваются как высшая ценность счастливой жизни.

                             Контрольные вопросы

    1. Привлекательна ли, с вашей точки зрения, гедонистическая трактовка мо-
рали? Ответ аргументируйте.
    2. Назовите удовольствия, которые можно назвать «хорошими» и почему?
Назовите удовольствия, которые можно назвать «плохими» и почему?
    3. Нужно ли стремиться к удовольствиям, которые могут привести к боли,
страданию?
    4. Можно ли, на ваш взгляд, с наслаждением (удовольствием) выполнять про-
фессиональные обязанности? Можно ли рассматривать гедонизм как принцип
профессиональной этики? Ответ аргументируйте.
    5. Можно ли рассматривать учение об удовольствиях как о единственно дос-
тойной цели в жизни человека?
    6. Можно ли рассматривать гедонизм как философию, уводящую от невзгод?

                               3.5. Учение киников

    Моральная философия является, в конечном счёте, продуктом своего времени.
Этика Сократа, Платона и Аристотеля в этом смысле отразила конфликт родовой
и классовой морали. Это наиболее характерно для Аристотеля, в этике которого
не нашлось места рабу. Принцип, которому Аристотель следовал неукоснительно,
состоял в том, что раб, в лучшем случае, является животным, и поэтому находит-
ся вне морали.
    Несколько иной подход в этике, как это было показано, получил развитие у
Эпикура. Гедонизм Эпикура понятен и особенно привлекателен для обыкновенных
людей, находящихся в тяжелых условиях кризисного существования общества.
    В большей мере такого рода социальная направленность этических учений ха-
рактерна для киников и стоиков. Их этические концепции часто называют «фило-
софскими утешениями». Рассмотрим основные идеи этих концепций. Общей чертой
этих различных воззрений являлась пессимистичная идея о том, что «мир рушится»,
ставя человека перед необходимостью выживания. «Крушение мира» может проис-
ходить по разным причинам (личного или общественного характера), но в любых
ситуациях перед человеком возникает проблема «Как правильно жить в этих усло-
виях?» или, точнее, – «Как выжить, сохранив человеческое достоинство?».
    Основателем школы киников являлся Антисфен (444 до н.э.), однако его уче-
ник Диоген Синопский (ум. 330-320 до н. э.) в своей собственной жизни реализо-
вал эти идеи. Поэтому часто идеи этой школы связывают с именем Диогена.
    Исходная посылка этики киников имеет много общего с другими этическими
учениями Древней Греции. Прежде всего это касается их эвдемонистической ус-

                                      20