Этика. Махова Н.П. - 18 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

18
ступках человека, тогда как все человеческие добродетели выражают стремление
к совершенному, прекрасному, возвышенному.
Хотя Аристотель анализировал многие этические добродетели, но особое зна-
чение придавал характеристике справедливости. Он рассматривал эту доброде-
тель в этическом смысле. Справедливость, по замечанию Аристотеля, отличается
от других этических добродетелей (мужества и пр.) тем, что она в
большей мере
направлена на других людей. Справедливость, считал мыслитель, состоит в том,
чтобы, разумно регулируя свою деятельность, приносить пользу другим людям
либо обществу. Справедливость выступает своего рода этическим идеалом уст-
ройства общества.
Как было уже отмечено, Аристотель наряду с этическими выделял также диа-
ноэтические добродетели (мудрость, разум, рассудительность, осмысленность,
изобретательность и
др.). Чтобы достичь нравственных целей, необходимо их со-
единение, так как нравственное стремление должно быть осмысленным, то есть
сопряжено с добродетелями разума.
Аристотель впервые в истории этической мысли исследовал структуру чело-
веческого поведения, выявляя в ней цель, средства и действия. Важной стороной
его представлений о свободе воли человека (в выборе
цели, средств и самого дей-
ствия) является обоснование в этом процессе роли характера человека. Он утвер-
ждал, что люди формируют понятия блага и блаженства сообразно с жизнью, ко-
торую они ведут. Например, для мудреца благосозерцательная деятельность,
для необразованной толпыгрубые наслаждения и удовольствия, для деятельных
и образованных людейпочести, получаемые
от политической деятельности.
Если Платон утверждал, что существует одна правильная модель жизни для
всех, то Аристотель не принимает эту идею Платона. В своём этическом учении
он обосновывает мысль о том, что одни и те же способы жизни являются прием-
лемыми для одних людей и неприемлемыми для других. Однако это обстоятель-
ство не может причислить этику Аристотеля к нравственному релятивизму. Ари-
стотель не отрицал нравственные добродетели. Он считал, что критерием добро-
детельности поступков является рациональное осознание человеком необходимо-
сти придерживаться в своих поступках умеренности, середины.
Итак, эвдемонистическая этика Аристотеля являлась реалистической доктри-
ной «золотой середины». Так же как этика Сократа и Платона
, она была рациона-
листической. Однако рационализм этики Аристотеля имеет отличительные осо-
бенности по сравнению с рационализмом его предшественников. Он утверждал,
что знания добра, блага не всегда приводят к добродетельным поступкам. Для то-
го чтобы эти знания стали нормами поведения людей, человеку необходимы воля,
самодисциплина, самоконтроль.
Контрольные вопросы
1. Проанализируйте
следующие высказывания:
умеренностьэто середина между невоздержанностью и бесстрастностью;
щедростьэто середина между расточительностью и скупостью;
ступках человека, тогда как все человеческие добродетели выражают стремление
к совершенному, прекрасному, возвышенному.
    Хотя Аристотель анализировал многие этические добродетели, но особое зна-
чение придавал характеристике справедливости. Он рассматривал эту доброде-
тель в этическом смысле. Справедливость, по замечанию Аристотеля, отличается
от других этических добродетелей (мужества и пр.) тем, что она в большей мере
направлена на других людей. Справедливость, считал мыслитель, состоит в том,
чтобы, разумно регулируя свою деятельность, приносить пользу другим людям
либо обществу. Справедливость выступает своего рода этическим идеалом уст-
ройства общества.
    Как было уже отмечено, Аристотель наряду с этическими выделял также диа-
ноэтические добродетели (мудрость, разум, рассудительность, осмысленность,
изобретательность и др.). Чтобы достичь нравственных целей, необходимо их со-
единение, так как нравственное стремление должно быть осмысленным, то есть
сопряжено с добродетелями разума.
    Аристотель впервые в истории этической мысли исследовал структуру чело-
веческого поведения, выявляя в ней цель, средства и действия. Важной стороной
его представлений о свободе воли человека (в выборе цели, средств и самого дей-
ствия) является обоснование в этом процессе роли характера человека. Он утвер-
ждал, что люди формируют понятия блага и блаженства сообразно с жизнью, ко-
торую они ведут. Например, для мудреца благо – созерцательная деятельность,
для необразованной толпы – грубые наслаждения и удовольствия, для деятельных
и образованных людей – почести, получаемые от политической деятельности.
    Если Платон утверждал, что существует одна правильная модель жизни для
всех, то Аристотель не принимает эту идею Платона. В своём этическом учении
он обосновывает мысль о том, что одни и те же способы жизни являются прием-
лемыми для одних людей и неприемлемыми для других. Однако это обстоятель-
ство не может причислить этику Аристотеля к нравственному релятивизму. Ари-
стотель не отрицал нравственные добродетели. Он считал, что критерием добро-
детельности поступков является рациональное осознание человеком необходимо-
сти придерживаться в своих поступках умеренности, середины.
    Итак, эвдемонистическая этика Аристотеля являлась реалистической доктри-
ной «золотой середины». Так же как этика Сократа и Платона, она была рациона-
листической. Однако рационализм этики Аристотеля имеет отличительные осо-
бенности по сравнению с рационализмом его предшественников. Он утверждал,
что знания добра, блага не всегда приводят к добродетельным поступкам. Для то-
го чтобы эти знания стали нормами поведения людей, человеку необходимы воля,
самодисциплина, самоконтроль.

                             Контрольные вопросы

   1. Проанализируйте следующие высказывания:
   − умеренность – это середина между невоздержанностью и бесстрастностью;
   − щедрость – это середина между расточительностью и скупостью;

                                      18