ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
17
3.3. Ценности эвдемонистической этики Аристотеля
Формирование античной этики произошло благодаря Аристотелю. Как уже
отмечалось, Аристотель (384–322 до н. э.) был первым, кто ввёл этику в систему
философского знания, расположив её между психологией (наукой о душе) и поли-
тикой (учением о государстве).
Между этическими учениями Сократа, Платона, Аристотеля много общего. И
самое
главное состоит в том, что эти мыслители отвечали на одни и те же вопро-
сы: какую жизнь считать правильной и как её осуществить. То, что уже в фор-
мальном смысле отличает этику Аристотеля от этики Платона, является особой
формой выражения этического знания. Произведения Аристотеля имеют форму
не диалога (как у Платона
), а монолога, являющегося развёрнутой системой мора-
ли. В этой связи этика содержит учение о благе, добродетелях, свободе воли,
нравственном идеале.
В рамках уже наметившейся античной культурной традиции Аристотель ут-
верждал, что добродетельной жизнью является «счастливая жизнь». Но в отличие
от своих предшественников Аристотель дал философский ответ на вопрос, что та-
кое счастье. В главной своей работе по этике, «Никомаховой этике», он определил
счастье как «деятельность души в соответствии с высшей добродетелью». Фило-
софы уже много столетий предлагают различные толкования этого определения.
Одной из интерпретаций этого определения является акцентирование в нём пони-
мания счастья как деятельности.
Как видим, Аристотель не принимает трактовку
счастья как цели, которой
можно достичь, если правильно жить. Пожалуй, для Аристотеля счастье – это сам
путь, ведущий к цели. Таким образом, когда человек действует (играет, работает,
общается с друзьями, воспитывает детей и т. п.) и получает от своей деятельности
удовольствие, то он счастлив.
Аристотель, утверждая, что «добродетельная человеческая жизнь – это
счаст-
ливая жизнь», доводит эту мысль до ригоризма: «Люди должны так жить, чтобы
быть счастливыми». Следовательно, опять мы подошли к вопросу, как конкретно
нужно жить, чему следовать, чтобы достичь счастья? Для этого, считает Аристо-
тель, необходимо, чтобы человеческая деятельность в течение всей жизни была
сообразной с совершеннейшими добродетелями.
Добродетель, по Аристотелю
, есть не врождённое, а приобретённое качество
души, благодаря учению и труду. Аристотель подверг анализу каждую из доброде-
телей, противопоставляя их порокам. Учение Аристотеля о добродетелях связано с
правилом «золотой середины». Добродетель – это середина двух пороков. Так, да-
вая определение мужеству, он утверждал, что эта добродетель является серединой
двух крайностей (
пороков): трусости и безумной отваги. При этом если трусость –
это недостаток мужества, то безумная отвага – его избыток. Так как мужество яв-
ляется этической добродетелью, то приобрести её можно в деятельности.
Аристотель замечал, что иногда некоторые характеристики человека могут
приниматься за мужество, хотя таковыми не являются. Например, гневливость
нельзя считать мужеством, потому
что она ориентирована не на прекрасное в по-
3.3. Ценности эвдемонистической этики Аристотеля Формирование античной этики произошло благодаря Аристотелю. Как уже отмечалось, Аристотель (384–322 до н. э.) был первым, кто ввёл этику в систему философского знания, расположив её между психологией (наукой о душе) и поли- тикой (учением о государстве). Между этическими учениями Сократа, Платона, Аристотеля много общего. И самое главное состоит в том, что эти мыслители отвечали на одни и те же вопро- сы: какую жизнь считать правильной и как её осуществить. То, что уже в фор- мальном смысле отличает этику Аристотеля от этики Платона, является особой формой выражения этического знания. Произведения Аристотеля имеют форму не диалога (как у Платона), а монолога, являющегося развёрнутой системой мора- ли. В этой связи этика содержит учение о благе, добродетелях, свободе воли, нравственном идеале. В рамках уже наметившейся античной культурной традиции Аристотель ут- верждал, что добродетельной жизнью является «счастливая жизнь». Но в отличие от своих предшественников Аристотель дал философский ответ на вопрос, что та- кое счастье. В главной своей работе по этике, «Никомаховой этике», он определил счастье как «деятельность души в соответствии с высшей добродетелью». Фило- софы уже много столетий предлагают различные толкования этого определения. Одной из интерпретаций этого определения является акцентирование в нём пони- мания счастья как деятельности. Как видим, Аристотель не принимает трактовку счастья как цели, которой можно достичь, если правильно жить. Пожалуй, для Аристотеля счастье – это сам путь, ведущий к цели. Таким образом, когда человек действует (играет, работает, общается с друзьями, воспитывает детей и т. п.) и получает от своей деятельности удовольствие, то он счастлив. Аристотель, утверждая, что «добродетельная человеческая жизнь – это счаст- ливая жизнь», доводит эту мысль до ригоризма: «Люди должны так жить, чтобы быть счастливыми». Следовательно, опять мы подошли к вопросу, как конкретно нужно жить, чему следовать, чтобы достичь счастья? Для этого, считает Аристо- тель, необходимо, чтобы человеческая деятельность в течение всей жизни была сообразной с совершеннейшими добродетелями. Добродетель, по Аристотелю, есть не врождённое, а приобретённое качество души, благодаря учению и труду. Аристотель подверг анализу каждую из доброде- телей, противопоставляя их порокам. Учение Аристотеля о добродетелях связано с правилом «золотой середины». Добродетель – это середина двух пороков. Так, да- вая определение мужеству, он утверждал, что эта добродетель является серединой двух крайностей (пороков): трусости и безумной отваги. При этом если трусость – это недостаток мужества, то безумная отвага – его избыток. Так как мужество яв- ляется этической добродетелью, то приобрести её можно в деятельности. Аристотель замечал, что иногда некоторые характеристики человека могут приниматься за мужество, хотя таковыми не являются. Например, гневливость нельзя считать мужеством, потому что она ориентирована не на прекрасное в по- 17
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 15
- 16
- 17
- 18
- 19
- …
- следующая ›
- последняя »