Этика. Махова Н.П. - 15 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

15
«Отцом» античной этики считают Сократа (469–399 до н. э.). Сократ сосре-
доточил своё внимание на человеке, считая бессмысленным изучать то, что не
приводит к полезным для людей переменам. «Познай самого себя, чтобы переде-
лать себя» – такова исходная позиция Сократа. Первое положение этики Сократа
совпадает с мнением его ученика Платона (427–347 до н
. э.). Представляется, что
позицию Платона и Сократа невозможно в этом разделить, так как Сократ не ос-
тавил никаких сочинений, а Платон не выдвигал положений от своего имени. Со-
чинения Платона написаны в форме бесед между Сократом и другими греческими
философами и называются «Диалогами». При этом автор «Диалогов» всегда раз-
деляет
позицию Сократа.
Сократ и Платон полагали, что смысл счастливой человеческой жизни состоит
в добродетельной, нравственной жизни. Быть счастливымэто значит быть мо-
ральным человеком. Сократ и Платон дали начало эвдемонистической (эвдемо-
низм от греч. – счастье, блаженство) традиции в рассмотрении морали, согласно
которой счастье является высшей целью человеческой жизни.
Эвдемонистическая установка Сократа
и Платона основана на их представле-
нии о самоценности морали.
Сократ развивал идею внутренней свободы человека, независимости его от
внешнего мира. Внутренняя же свобода определяется способностью человека к
самосознанию. Достижение свободы человека возможно лишь благодаря пра-
вильному приложению разума к осмыслению содержания человеческих доброде-
телей.
Сократ и Платон придавали большое
значение развитию способностей чело-
века к самопознанию. Сократ специально для этих целей разработал метод позна-
ния, состоящий из нескольких этапов: 1) сомнение (с помощью которого достига-
ется необходимость дальнейшего обсуждения проблемы); 2) выявление противо-
речия и преодоление его, благодаря чему становится возможным дать определе-
ние искомому понятию. Этот метод Сократ назвал майевтикой (от
греч. – пови-
вальное искусство), который понимал как искусство поиска истины путём проти-
вопоставления различных мнений.
Платон в своей знаменитой работе «Государство» предложил программу под-
готовки к осмыслению правильной жизни. Он считал, что для этого необходимо
развитие умственных способностей с помощью изучения математики, философии и
других наук. Платон считал, что обрести
полное знание о правильной жизни могут
только философы. Поэтому только они, постигнув знание правильной жизни, могут
действовать в соответствии с этим знанием и станут хорошими правителями.
Сократ и Платон счастливую, правильную, моральную жизнь человека связы-
вали с необходимостью следовать добродетелям, которыми они относили муже-
ство, справедливость, умеренность и др. Этика, с
их точки зрения, должна
учить человека встать на путь добродетели, так как зло порождается недостатком
знания, иначе говоря, «знание есть основа добродетели». Правильная жизнь, с
их точки зрения, это жизнь добродетельная. Все поступки, совершаемые на осно-
ве добродетели, прекрасны. Общим для всякой добродетели является знание.
Добродетель справедливости состоит в знании
о том, как соблюдать законы
    «Отцом» античной этики считают Сократа (469–399 до н. э.). Сократ сосре-
доточил своё внимание на человеке, считая бессмысленным изучать то, что не
приводит к полезным для людей переменам. «Познай самого себя, чтобы переде-
лать себя» – такова исходная позиция Сократа. Первое положение этики Сократа
совпадает с мнением его ученика Платона (427–347 до н. э.). Представляется, что
позицию Платона и Сократа невозможно в этом разделить, так как Сократ не ос-
тавил никаких сочинений, а Платон не выдвигал положений от своего имени. Со-
чинения Платона написаны в форме бесед между Сократом и другими греческими
философами и называются «Диалогами». При этом автор «Диалогов» всегда раз-
деляет позицию Сократа.
    Сократ и Платон полагали, что смысл счастливой человеческой жизни состоит
в добродетельной, нравственной жизни. Быть счастливым – это значит быть мо-
ральным человеком. Сократ и Платон дали начало эвдемонистической (эвдемо-
низм от греч. – счастье, блаженство) традиции в рассмотрении морали, согласно
которой счастье является высшей целью человеческой жизни.
    Эвдемонистическая установка Сократа и Платона основана на их представле-
нии о самоценности морали.
    Сократ развивал идею внутренней свободы человека, независимости его от
внешнего мира. Внутренняя же свобода определяется способностью человека к
самосознанию. Достижение свободы человека возможно лишь благодаря пра-
вильному приложению разума к осмыслению содержания человеческих доброде-
телей.
    Сократ и Платон придавали большое значение развитию способностей чело-
века к самопознанию. Сократ специально для этих целей разработал метод позна-
ния, состоящий из нескольких этапов: 1) сомнение (с помощью которого достига-
ется необходимость дальнейшего обсуждения проблемы); 2) выявление противо-
речия и преодоление его, благодаря чему становится возможным дать определе-
ние искомому понятию. Этот метод Сократ назвал майевтикой (от греч. – пови-
вальное искусство), который понимал как искусство поиска истины путём проти-
вопоставления различных мнений.
    Платон в своей знаменитой работе «Государство» предложил программу под-
готовки к осмыслению правильной жизни. Он считал, что для этого необходимо
развитие умственных способностей с помощью изучения математики, философии и
других наук. Платон считал, что обрести полное знание о правильной жизни могут
только философы. Поэтому только они, постигнув знание правильной жизни, могут
действовать в соответствии с этим знанием и станут хорошими правителями.
    Сократ и Платон счастливую, правильную, моральную жизнь человека связы-
вали с необходимостью следовать добродетелям, которыми они относили муже-
ство, справедливость, умеренность и др. Этика, с их точки зрения, должна
учить человека встать на путь добродетели, так как зло порождается недостатком
знания, иначе говоря, «знание есть основа добродетели». Правильная жизнь, с
их точки зрения, это жизнь добродетельная. Все поступки, совершаемые на осно-
ве добродетели, прекрасны. Общим для всякой добродетели является знание.
Добродетель справедливости состоит в знании о том, как соблюдать законы

                                      15