ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
22
Контрольные вопросы
1. Какой смысл вы вкладываете в понятие «свобода»? Есть ли что-то общее
между вашим толкованием свободы и её пониманием у киников?
2. Можно ли увидеть в этике киников позитивные моменты?
3. Проинтерпретируйте случай из жизни Диогена: Александр Македонский
как-то подошёл к Диогену, чтобы узнать может ли
он сделать нечто полезное для
Диогена. Диоген ответил: «Да, можешь... Отойди, не загораживай мне солнца».
4. Как вы считаете, почему Антисфен очень высоко ценил Сократа?
5. Даже если на первый взгляд вам вопрос покажется парадоксальным, поду-
майте, можно ли этику киников назвать гедонистической? Ответ аргументируйте.
6. Можно ли киников назвать
космополитами? Ответ аргументируйте.
7. Дайте анализ рассуждений Диогена: «С того времени, как Антисфен осво-
бодил меня, я перестал быть рабом. Как же это произошло? Он научил меня раз-
личать, что является моим и что мне чужое. Богатство, имущество – не мои; род-
ные, близкие, друзья, слава, привычные ценности, общение с другими – всё
это
чужое. Что же принадлежит тебе? – Твои представления. Они, учил Антисфен,
абсолютно свободны, никому неподвластны, никто не может им ни помешать, ни
заставить воспользоваться иначе, чем я этого хочу».
3.6. Этика стоиков
Стоицизм характеризуют как наиболее влиятельную этическую теорию дох-
ристианского периода. Возникнув в Греции после смерти Александра Македон-
ского
, стоицизм занял ведущее место в римской философии до периода прихода
христианства. Основателем школы стоиков является Зенон (334–262 до н. э.). Как
следует из предания, он читал лекции с крыльца, это и определило название шко-
лы, так как в переводе с греческого «stoa» означает «крыльцо».
Социальный пессимизм стоиков роднит их с киниками. Они
не видели воз-
можности социального возрождения.
Как и киники, они считали, что индивид может обрести спасение в рушащем-
ся мире. Но для этого человек должен:
− осознать, что всё происходящее в мире идёт по заранее составленному Бо-
гом плану, ничто не происходит случайно;
− необходимо сознательно подчиниться причинности, понимая, что всё
проис-
ходящее есть часть божественного замысла, и безропотно принимать свою судьбу;
− жить разумно, добродетельно;
− подчиняясь судьбе, человек не должен терять достоинства;
− преодолевать страх, желания, страсти, скорбь и т. п.
Основной принцип этики стоиков: учитесь не воспринимать внешние воз-
действия. Другие могут, обладая властью, засадить вас в тюрьму,
сделать ра-
бом… но если человек индифферентен этим событиям, то другие не властны над
ним. Следовательно, добродетель – в воле. Только воля является плохой или
хорошей. Она позволяет стать человеку свободным. Каждый может избежать
Контрольные вопросы 1. Какой смысл вы вкладываете в понятие «свобода»? Есть ли что-то общее между вашим толкованием свободы и её пониманием у киников? 2. Можно ли увидеть в этике киников позитивные моменты? 3. Проинтерпретируйте случай из жизни Диогена: Александр Македонский как-то подошёл к Диогену, чтобы узнать может ли он сделать нечто полезное для Диогена. Диоген ответил: «Да, можешь... Отойди, не загораживай мне солнца». 4. Как вы считаете, почему Антисфен очень высоко ценил Сократа? 5. Даже если на первый взгляд вам вопрос покажется парадоксальным, поду- майте, можно ли этику киников назвать гедонистической? Ответ аргументируйте. 6. Можно ли киников назвать космополитами? Ответ аргументируйте. 7. Дайте анализ рассуждений Диогена: «С того времени, как Антисфен осво- бодил меня, я перестал быть рабом. Как же это произошло? Он научил меня раз- личать, что является моим и что мне чужое. Богатство, имущество – не мои; род- ные, близкие, друзья, слава, привычные ценности, общение с другими – всё это чужое. Что же принадлежит тебе? – Твои представления. Они, учил Антисфен, абсолютно свободны, никому неподвластны, никто не может им ни помешать, ни заставить воспользоваться иначе, чем я этого хочу». 3.6. Этика стоиков Стоицизм характеризуют как наиболее влиятельную этическую теорию дох- ристианского периода. Возникнув в Греции после смерти Александра Македон- ского, стоицизм занял ведущее место в римской философии до периода прихода христианства. Основателем школы стоиков является Зенон (334–262 до н. э.). Как следует из предания, он читал лекции с крыльца, это и определило название шко- лы, так как в переводе с греческого «stoa» означает «крыльцо». Социальный пессимизм стоиков роднит их с киниками. Они не видели воз- можности социального возрождения. Как и киники, они считали, что индивид может обрести спасение в рушащем- ся мире. Но для этого человек должен: − осознать, что всё происходящее в мире идёт по заранее составленному Бо- гом плану, ничто не происходит случайно; − необходимо сознательно подчиниться причинности, понимая, что всё проис- ходящее есть часть божественного замысла, и безропотно принимать свою судьбу; − жить разумно, добродетельно; − подчиняясь судьбе, человек не должен терять достоинства; − преодолевать страх, желания, страсти, скорбь и т. п. Основной принцип этики стоиков: учитесь не воспринимать внешние воз- действия. Другие могут, обладая властью, засадить вас в тюрьму, сделать ра- бом… но если человек индифферентен этим событиям, то другие не властны над ним. Следовательно, добродетель – в воле. Только воля является плохой или хорошей. Она позволяет стать человеку свободным. Каждый может избежать 22
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 20
- 21
- 22
- 23
- 24
- …
- следующая ›
- последняя »