Составители:
58
Эйнштейн нашел еще один путь преодоления противоречий в прин-
ципиальных основах классической механики. Он пришел к убеждению,
что необходимо сохранить два первых утверждения (принцип постоянст-
ва скорости света и принцип относительности), но отказаться от преобра-
зования Галилея. Эйнштейн увидел, что за преобразованиями Галилея
кроется определенное представление о пространственно-временных со-
отношениях, которое не соответствует физическому опыту, реальным
свойствам пространства и времени. Слабым звеном принципиальных ос-
нований классической механики оказалось представление об абсолютной
одноврéменности событий. Классическая механика пользовалась им, не
сознавая его сложной природы.
До выхода в свет статьи «
К электродинамике движущихся тел», ко-
торые впервые были изложены основы теории относительности, Эйн-
штейн около 10 лет размышлял над проблемой влияния движения тел на
электромагнитные явления. Он пришел к твердому убеждению
о всеобщ-
ности принципа относительности
, т. е. к выводу, что в отношении элек-
тромагнитных явлений, а не только механических,
все инерциальные
системы координат совершенно равноправны
.
Кроме того, Эйнштейн был убежден в инвариантности скорости све-
та во всех инерциальных системах отсчета. В своих воспоминаниях он
пишет, что еще 1896 г. у него «возник вопрос: если бы можно было по-
гнаться за световой волной со скоростью света, то имели бы мы перед
собой не зависящее от времени волновое
поле? Такое все-таки кажется
невозможным!». Таким образом, Эйнштейн еще в молодости пришел к
принципу, согласно которому скорость распространения световой волны
одинаково во всех инерциальных системах.
Одновременное действие этих двух принципов кажется невозмож-
ным. Налицо теоретический парадокс из данного парадокса он находит
выход, анализируя понятие одновременности. Анализ подводят его к вы
-
воду об относительном характере этого понятия. В осознании относи-
тельности одновременности заключается суть всей теории относительно-
сти, выводы которой в свою очередь, приводит к необходимости пере-
смотра понятий пространства и времени – основополагающих понятий
всего естествознания.
В классической физике полагали, что можно запросто говорить об аб-
солютной одновременности событий сразу во
всех точках пространства.
Эйнштейн убедительно показал неверность такого представления. Он на-
чинает с анализа вопроса, каким образом можно установить одновремен-
ность двух событий, происходящих в разных точках пространства. Для
этого, он делает вывод, нужно иметь в этих точках часы, причем эти часы
должны быть одинаково устроены и идти синхронно. Но как
узнать, что
двое часов, помещенных в различных местах пространства, идут синхрон-
Эйнштейн нашел еще один путь преодоления противоречий в прин- ципиальных основах классической механики. Он пришел к убеждению, что необходимо сохранить два первых утверждения (принцип постоянст- ва скорости света и принцип относительности), но отказаться от преобра- зования Галилея. Эйнштейн увидел, что за преобразованиями Галилея кроется определенное представление о пространственно-временных со- отношениях, которое не соответствует физическому опыту, реальным свойствам пространства и времени. Слабым звеном принципиальных ос- нований классической механики оказалось представление об абсолютной одноврéменности событий. Классическая механика пользовалась им, не сознавая его сложной природы. До выхода в свет статьи «К электродинамике движущихся тел», ко- торые впервые были изложены основы теории относительности, Эйн- штейн около 10 лет размышлял над проблемой влияния движения тел на электромагнитные явления. Он пришел к твердому убеждению о всеобщ- ности принципа относительности, т. е. к выводу, что в отношении элек- тромагнитных явлений, а не только механических, все инерциальные системы координат совершенно равноправны. Кроме того, Эйнштейн был убежден в инвариантности скорости све- та во всех инерциальных системах отсчета. В своих воспоминаниях он пишет, что еще 1896 г. у него «возник вопрос: если бы можно было по- гнаться за световой волной со скоростью света, то имели бы мы перед собой не зависящее от времени волновое поле? Такое все-таки кажется невозможным!». Таким образом, Эйнштейн еще в молодости пришел к принципу, согласно которому скорость распространения световой волны одинаково во всех инерциальных системах. Одновременное действие этих двух принципов кажется невозмож- ным. Налицо теоретический парадокс из данного парадокса он находит выход, анализируя понятие одновременности. Анализ подводят его к вы- воду об относительном характере этого понятия. В осознании относи- тельности одновременности заключается суть всей теории относительно- сти, выводы которой в свою очередь, приводит к необходимости пере- смотра понятий пространства и времени – основополагающих понятий всего естествознания. В классической физике полагали, что можно запросто говорить об аб- солютной одновременности событий сразу во всех точках пространства. Эйнштейн убедительно показал неверность такого представления. Он на- чинает с анализа вопроса, каким образом можно установить одновремен- ность двух событий, происходящих в разных точках пространства. Для этого, он делает вывод, нужно иметь в этих точках часы, причем эти часы должны быть одинаково устроены и идти синхронно. Но как узнать, что двое часов, помещенных в различных местах пространства, идут синхрон- 58
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 56
- 57
- 58
- 59
- 60
- …
- следующая ›
- последняя »