ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
6
При интерпретации КРС основное внимание обращается на следую-
щие аспекты.
1. Анализ структуры рисунка семьи (сравнение состава реальной и нари-
сованной семьи, расположение и взаимодействие членов семьи на рисунке).
2. Анализ особенностей рисунка отдельных членов семьи (различия в
стиле рисования, количество и прорисовка деталей, схема тел отдельных
членов семьи).
3. Анализ процесса рисования (последовательность рисунка членов
семьи, вербальные комментарии и реплики, паузы, эмоциональные реак-
ции во время рисования).
Интерпретания результатов обследования осуществляется по сле-
дующим основациям.
1. Ребенок не всегда рисует всех членов семьи. Обычно он не рисует
тех, с которыми находится в конфликтных отношениях. Кроме того, рас-
положение членов семьи на рисунке часто показывает их взаимоотноше-
ния. Например, важным показателем психологической близости является
расстояние между членами семьи. Иногда между ними рисуются различ-
ные объекты, которые служат как бы преградой. Общая деятельность всех
членов семьи обычно свидетельствует о хороших, благополучных семей-
ных отношениях. Часто общая деятельность соединяет лишь некоторых
членов семьи. Это указывает на наличие семейных микрогрупп.
Некоторые дети изображают себя на нижней части листа. Это может
свидетельствовать о чувстве неполноценности в семейной ситуации. На
некоторых рисунках преобладают не люди, а вещи, чаще всего мебель. Это
также отражает эмоциональную озабоченность ребенка.
2. Считается, что ребенок наиболее детализирует, дольше всего рисует и
тщательнее всего разукрашивает фигуру самого любимого члена семьи. И на-
оборот, если он отрицательно относится к кому-либо, то рисует этого человека
неполно, без деталей, иногда даже без основных частей тела. Когда межлично-
стные отношения ребенка конфликтны, тревожны и эмоционально окрашены
или хотя бы неоднозначны, он часто использует штриховку в изображении то-
го члена семьи, с которым у него сложились конфликтные связи. О том же мо-
гут свидетельствовать стирание и перерисовка фигур некоторых членов семьи.
3. В рисунках, особенно детей дошкольного и младшего школьного
возраста, можно наблюдать несколько стилей рисования. Так, часто одним
стилем рисуются отец и братья, а другим – мать и сестры. Особенно отли-
чается тип прорисовывания волос и одежды. По тому, как ребенок рисует
себя, можно понять, с кем он больше идентифицирует себя (с матерью или
отцом), адекватно ли это полу ребенка.
4. Анализ процесса рисования дает богатую информацию не только о
внутрисемейных отношениях ребенка, но и вообще о стиле его жизни и о его
личности. Когда дети, особенно младшего и среднего школьного возраста,
отговариваются тем, что они не умеют рисовать, это вполне нормально и по-
При интерпретации КРС основное внимание обращается на следую- щие аспекты. 1. Анализ структуры рисунка семьи (сравнение состава реальной и нари- сованной семьи, расположение и взаимодействие членов семьи на рисунке). 2. Анализ особенностей рисунка отдельных членов семьи (различия в стиле рисования, количество и прорисовка деталей, схема тел отдельных членов семьи). 3. Анализ процесса рисования (последовательность рисунка членов семьи, вербальные комментарии и реплики, паузы, эмоциональные реак- ции во время рисования). Интерпретания результатов обследования осуществляется по сле- дующим основациям. 1. Ребенок не всегда рисует всех членов семьи. Обычно он не рисует тех, с которыми находится в конфликтных отношениях. Кроме того, рас- положение членов семьи на рисунке часто показывает их взаимоотноше- ния. Например, важным показателем психологической близости является расстояние между членами семьи. Иногда между ними рисуются различ- ные объекты, которые служат как бы преградой. Общая деятельность всех членов семьи обычно свидетельствует о хороших, благополучных семей- ных отношениях. Часто общая деятельность соединяет лишь некоторых членов семьи. Это указывает на наличие семейных микрогрупп. Некоторые дети изображают себя на нижней части листа. Это может свидетельствовать о чувстве неполноценности в семейной ситуации. На некоторых рисунках преобладают не люди, а вещи, чаще всего мебель. Это также отражает эмоциональную озабоченность ребенка. 2. Считается, что ребенок наиболее детализирует, дольше всего рисует и тщательнее всего разукрашивает фигуру самого любимого члена семьи. И на- оборот, если он отрицательно относится к кому-либо, то рисует этого человека неполно, без деталей, иногда даже без основных частей тела. Когда межлично- стные отношения ребенка конфликтны, тревожны и эмоционально окрашены или хотя бы неоднозначны, он часто использует штриховку в изображении то- го члена семьи, с которым у него сложились конфликтные связи. О том же мо- гут свидетельствовать стирание и перерисовка фигур некоторых членов семьи. 3. В рисунках, особенно детей дошкольного и младшего школьного возраста, можно наблюдать несколько стилей рисования. Так, часто одним стилем рисуются отец и братья, а другим – мать и сестры. Особенно отли- чается тип прорисовывания волос и одежды. По тому, как ребенок рисует себя, можно понять, с кем он больше идентифицирует себя (с матерью или отцом), адекватно ли это полу ребенка. 4. Анализ процесса рисования дает богатую информацию не только о внутрисемейных отношениях ребенка, но и вообще о стиле его жизни и о его личности. Когда дети, особенно младшего и среднего школьного возраста, отговариваются тем, что они не умеют рисовать, это вполне нормально и по- 6
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- …
- следующая ›
- последняя »