ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
9
ным условием человеческого бытия и познания. Ю. Хабермас в «Теории
коммуникативного действия» пишет: «фокус исследования переместил-
ся от когнитивно-инструментальной к коммуникативной рационально-
сти. Для него парадигматично не отношение частного субъекта к чему-
либо в объективном мире, что можно представить и с чем можно мани-
пулировать, а межличностное отношение, в которое вступают способ-
ные к общению и действию субъекты, если они… вращаются в среде
естественного языка, употребляют культурнопредданные интерпрета-
ции и одновременно обращаются к чему-то объективному, общему со-
циальному и соответственно к субъективному миру»
4
.
В рамках новой парадигмы познания, преодоления и дальнейшего
развития классической теории познания, гносеологический аспект ком-
муникации существенно расширяется, выходя на интроспективные от-
ношения «Я»–«Я». Динамика этих отношений позволяет рассмотреть
познание как человеческое познание в его антропологических смыслах
и аспектах, преодолевая абстрактный гносеологический подход и ис-
следуя познание в контексте культуры в системе ценностных отноше-
ний, мировоззренческих оснований и т. п. Осмысление антропологиче-
ского содержания познания обусловливает не только выявление его со-
циокультурной составляющей, но и бесконечно расширяет возможности
самого человека познающего в системе информационно- коммуника-
тивных практик.
Почему мы вступаем в коммуникации, каковы цели коммуника-
ции? Отвечая на эти вопросы, мы не можем не признать, что нами дви-
жет стремление к познанию, приобретению новой, необходимой для
нашей жизнедеятельности, информации. Исходной причиной, по кото-
рой люди нуждаются в коммуникации, служат потребности человека,
социальной группы, государства. Цели коммуникации обслуживают те
или иные потребности – и в первую очередь выживание, сотрудничест-
во с другими людьми, личные потребности, поддержание отношений
между людьми, стремление к власти над людьми, объединение органи-
заций в одно целое, получение и сообщение информации, осознание
жизненного мира и нашего места в нем и т. д.
Потребности могут испытывать индивиды, социальные группы,
организации, общество в целом. Человеческие потребности бывают
осознанными и неосознанными (их называют влечениями). Потребно-
сти находятся в основе образов ценностей. Осознание потребностей
служит формированию интереса, мотива, цели; решению, действию.
Гносеологический аспект коммуникации составляет основной
круг гносеологической проблематики, задействованной в коммуникаци-
4
Хабермас Ю. Теория коммуникативного действия. Т. 1// Вестник МГУ.
Сер. 7. Философия. 1993. № 4. С. 58.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 7
- 8
- 9
- 10
- 11
- …
- следующая ›
- последняя »