Образовательные информационные технологии. Часть 1. Обучение. Морев И.А. - 137 стр.

UptoLike

Составители: 

137
Мысль изреченная есть ложь.
ТЮТЧЕВ Федор Иванович
Люди, профессия которых связана с запоминанием больших массивов информации (лек-
торы, разведчики), часто пользуются для этого удивительными приемами. Например, они
представляют в своем воображении какое-либо тело и «развешивают» на нем все, что хо-
тят запомнить. Когда же нужно вспомнить информацию, им достаточно вызвать в вооб-
ражении то самое тело, «повертеть
» его и «прочитать» все, что нужно.
Следователикриминалисты часто успешно «возвращают память» свидетелям, помещая
их в место исследуемого событияв атмосферу тех запахов и шумов, которые его сопро-
вождали.
Прекрасно запоминается информация в коллективной игре. Стремление к лидерству акти-
визирует мозг, он сам, без преподавательских «штучек», находит нужные аналогии и
рас-
кладывает в памяти информацию. Хороший пример активизации аппарата запоминания
можно найти в известной компьютерной игре «Кто хочет стать миллионером?» – пародии
на популярную телеигру. Попробуйте, поиграйте! Есть и другие популярнейшие примеры
на эту тему. Например, игра Сида Мейера «Цивилизация».
Таким образом, человек быстро и качественно запоминает учебную информацию в случа-
ях
:
если ему вовремя предложить нужную аналогию – «футляр», «подложку» (запоми-
нание под руководством, пассивное запоминание);
если его вовлечь в деловую тематическую игру, где он сам себе подыщет нужную
аналогиюподложку (активное запоминание).
Этой простой идеей пользуются на практике, как это не странно, только психологи и пе-
дагогипрофессионалы. Может быть, именно поэтому они и профессионалы.
Есть и другие способы обеспечения быстрого и качественного запоминания.
А как
на проблему активизации запоминания смотрели известные учение, писатели? Вот
их общая точка зрения:
Играя, учусь.
СЕНЕКА Старейший
Только забавляясь, и учатся.
Анатоль ФРАНС
Как видим, приведенные цитаты резко контрастируют с мнением серьезных ортодоксаль-
ных педагогов, считающих, что в учебном процессе более уместен регламент, чем игра.
Наверное, Вы таких встречали. Кстати, Вы еще помните материал их лекций?
Вот еще один прием запоминания. Обратите внимание на одну из известных мыслей, ав-
торство которой приписывают Платону и
Сократу: «Учусь, поучая другого». Многие пе-
дагоги поймут эту мысль, лишь отработав на поприще учения 2-3 года, и однажды вдруг
воскликнув: «Сколько раз объяснял ученикам этот параграф, а понял только сегодня!».
Немало удивительного, того, что мы встречали два десятилетия назад только в фантасти-
ческих романах, используют в своей работе создатели компьютерных
технологий обуче-
ния. В частности, компания «25 кадр» создает и производит компьютерные языковые тре-
нажеры, в сценариях которых используются элементы, активизирующие способность моз-
га человека к сверхзапоминанию под действием внушения. Создателями утверждается, со
ссылками на экспериментальные исследования, что используемые ими в тренажерах «25
кадр» технологии представления новых иностранных слов значительно активизируют па-
мять
.
По-видимому, это касается не всех людей, т.к. авторам настоящего пособия, не являю-
щимся большими специалистами в английском языке, почувствовать на себе такого эф-
                                                         Мысль изреченная есть ложь.
                                                           ТЮТЧЕВ Федор Иванович
Люди, профессия которых связана с запоминанием больших массивов информации (лек-
торы, разведчики), часто пользуются для этого удивительными приемами. Например, они
представляют в своем воображении какое-либо тело и «развешивают» на нем все, что хо-
тят запомнить. Когда же нужно вспомнить информацию, им достаточно вызвать в вооб-
ражении то самое тело, «повертеть» его и «прочитать» все, что нужно.
Следователи – криминалисты часто успешно «возвращают память» свидетелям, помещая
их в место исследуемого события – в атмосферу тех запахов и шумов, которые его сопро-
вождали.
Прекрасно запоминается информация в коллективной игре. Стремление к лидерству акти-
визирует мозг, он сам, без преподавательских «штучек», находит нужные аналогии и рас-
кладывает в памяти информацию. Хороший пример активизации аппарата запоминания
можно найти в известной компьютерной игре «Кто хочет стать миллионером?» – пародии
на популярную телеигру. Попробуйте, поиграйте! Есть и другие популярнейшие примеры
на эту тему. Например, игра Сида Мейера «Цивилизация».
Таким образом, человек быстро и качественно запоминает учебную информацию в случа-
ях:
    • если ему вовремя предложить нужную аналогию – «футляр», «подложку» (запоми-
      нание под руководством, пассивное запоминание);
    • если его вовлечь в деловую тематическую игру, где он сам себе подыщет нужную
      аналогию – подложку (активное запоминание).
Этой простой идеей пользуются на практике, как это не странно, только психологи и пе-
дагоги – профессионалы. Может быть, именно поэтому они и профессионалы.
Есть и другие способы обеспечения быстрого и качественного запоминания.
А как на проблему активизации запоминания смотрели известные учение, писатели? Вот
их общая точка зрения:
                           Играя, учусь.         Только забавляясь, и учатся.
                     СЕНЕКА Старейший                       Анатоль ФРАНС
Как видим, приведенные цитаты резко контрастируют с мнением серьезных ортодоксаль-
ных педагогов, считающих, что в учебном процессе более уместен регламент, чем игра.
Наверное, Вы таких встречали. Кстати, Вы еще помните материал их лекций?
Вот еще один прием запоминания. Обратите внимание на одну из известных мыслей, ав-
торство которой приписывают Платону и Сократу: «Учусь, поучая другого». Многие пе-
дагоги поймут эту мысль, лишь отработав на поприще учения 2-3 года, и однажды вдруг
воскликнув: «Сколько раз объяснял ученикам этот параграф, а понял только сегодня!».
Немало удивительного, того, что мы встречали два десятилетия назад только в фантасти-
ческих романах, используют в своей работе создатели компьютерных технологий обуче-
ния. В частности, компания «25 кадр» создает и производит компьютерные языковые тре-
нажеры, в сценариях которых используются элементы, активизирующие способность моз-
га человека к сверхзапоминанию под действием внушения. Создателями утверждается, со
ссылками на экспериментальные исследования, что используемые ими в тренажерах «25
кадр» технологии представления новых иностранных слов значительно активизируют па-
мять.
По-видимому, это касается не всех людей, т.к. авторам настоящего пособия, не являю-
щимся большими специалистами в английском языке, почувствовать на себе такого эф-


                                        137