ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
48
Изучая особенности системы образов “Путешествия из Петербурга в
Москву” , необходимо также ответить на вопрос, почему книга Радищева
завершается “Словом о Ломоносове” .
В тесной связи с анализом “Путешествия” нужно осмыслить
политическую , историческую и философскую проблематику оды
“Вольность” . В ней Радищев выступает как основоположник
революционной поэзии в России. В традиционную классицистичеc кую
форму оды , написанной высоким “штилем”, ямбами и десятистишной
строфой , Радищев вкладывает новое содержание. Хвалебная ода
воспевала монархов, а Радищев прославляет тираноборцев Брута и
Вильгельма Телля , славит “дар бесценный вольность” , революцию .
Особо следует остановиться на изучении жанрового и
композиционного своеобразия “Путешествия”. Книге Радищева присуща
острая публицистичность – “особая форма художественности”, “сплав
научного и художественного метода исследования жизни и объяснения
человека” (Г.Макогоненко). Публицистичностью обусловлены некоторые
особенности сюжетосложения , построение характеров и
автобиографического образа автора-героя . Радищев отказался от частных
сюжетов, поэтому его герои раскрываются в делах общественных. В то же
время Радищеву был чужд рационализм, большое значение он придавал
чувствам , которые “благую в человеке производят тревогу… совершенно
бесстрастный человек есть глупец и истукан нелепый”. Разум и чувства, с
точки зрения писателя , должны гармонично сочетаться в человеке.
Напряженная эмоциональность повествования связывает Радищева со
стилевыми традициями общеевропейского сентиментализма. Ряд
исследователей отмечали влияние на Радищева сентиментальной
литературы в создании образа путешественника, в своеобразии его
композиционной роли в книге. Другие считали, что проблема
чувствительности относится ко всем героям повествования .
Значительное место в “Путешествии” занимает автобиографическое
начало – писатель не хочет скрывать своих личных убеждений .
Автобиографизм характерен и сентиментализму, и реализму.
Субъективизм сентименталистов – Стерна и Руссо – чужд Радищеву. С
точки зрения Макогоненко, “он развивал и углублял принципы
автобиографизма, торжествовавшие в поэзии Державина”, а творчество
Державина рассматривается исследователем в контексте становления
русского реализма. Реалистична и художественная задача Радищева –
представить “все вещи” “в естественном их виде” , осмыслить и показать
действительность такою , как она есть. Глубина проникновения в
изображаемые характеры , верность передачи социальных обстоятельств
жизни героев, свойственные художественной манере Радищева, позволяют
исследователям (Беркову, Пиксанову, Макогоненко) относить его
творчество к критическому или же просветительскому реализму. Таким
образом , вопрос о принадлежности Радищева к определенному
литературному направлению до сих пор остается дискуссионным.
Для своей книги писатель избирает жанр путешествия , получивший
в XVIII широкое распространение в сентиментальной литературе,
благодаря английскому писателю Стерну – автору “Сентиментального
путешествия”, представлявшего интимную жизнь автора. Но была и другая
традиция – в 1760-1780-е годы читатель познакомился с серией
“путешествий”, написанных русскими учеными; знал он и “Путешествие
48 И зучая особенности системы образов “Путеш ествия из Петербурга в М оск ву”, необх одимо так же ответить на вопрос, почемук нига Радищ ева заверш ается “Словом о Л омоносове”. В тесной связи с анализом “Путеш ествия” нужно осмы слить политическ ую , историческ ую и ф илософ ск ую проблематик у оды “В ольность”. В ней Радищ ев вы ступает к ак основоположник револю ц ионной поэ зии в России. В традиц ионную к лассиц истичеcк ую ф орму оды , написанной вы сок им “ш тилем”, ямбами и десятистиш ной строф ой, Радищ ев вк лады вает новое содержание. Х валебная ода воспевала монарх ов, а Радищ ев прославляет тираноборц ев Брута и В ильгельма Т елля, славит “дар бесц енны й вольность”, револю ц ию . О собо следует остановиться на изучении жанрового и к омпозиц ионного своеобразия “Путеш ествия”. К ниге Радищ ева присущ а острая публиц истичность – “особая ф орма х удожественности”, “сплав научного и х удожественного метода исследования жизни и объ яснения человек а” (Г.М ак огоненк о). Публиц истичностью обусловлены нек оторы е особенности сю жетосложения, построение х арак теров и автобиограф ическ ого образа автора-героя. Радищ ев отк азался от частны х сю жетов, поэ томуего герои раск ры ваю тся в делах общ ественны х . В то же время Радищ евубы л чужд рац ионализм, больш ое значение он придавал чувствам, к оторы е “благую в человек е производят тревогу… соверш енно бесстрастны й человек есть глупец и истукан нелепы й”. Разум и чувства, с точк и зрения писателя, должны гармонично сочетаться в человек е. Н апряженная э моц иональность повествования связы вает Радищ ева со стилевы ми традиц иями общ еевропейск ого сентиментализма. Ряд исследователей отмечали влияние на Радищ ева сентиментальной литературы в создании образа путеш ественник а, в своеобразии его к омпозиц ионной роли в к ниге. Д ругие считали, что проблема чувствительности относится к о всем героям повествования. Значительное место в “Путеш ествии” занимает автобиограф ическ ое начало – писатель не х очет ск ры вать своих личны х убеждений. А втобиограф изм х арак терен и сентиментализму, и реализму. Субъ ек тивизм сентименталистов – Стерна и Руссо – чужд Радищ еву. С точк и зрения М ак огоненк о, “он развивал и углублял принц ипы автобиограф изма, торжествовавш ие в поэ зии Д ержавина”, а творчество Д ержавина рассматривается исследователем в к онтек сте становления русск ого реализма. Реалистична и х удожественная задача Радищ ева – представить “все вещ и” “в естественном их виде”, осмы слить и пок азать действительность так ою , к ак она есть. Глубина проник новения в изображаемы е х арак теры , верность передачи соц иальны х обстоятельств жизни героев, свойственны ех удожественной манереРадищ ева, позволяю т исследователям (Берк ову, Пик санову, М ак огоненк о) относить его творчество к к ритическ омуили же просветительск омуреализму. Т ак им образом, вопрос о принадлежности Радищ ева к определенному литературномунаправлению до сих пор остается диск уссионны м. Д ля своей к ниги писатель избирает жанр путеш ествия, получивш ий в XVIII ш ирок ое распространение в сентиментальной литературе, благодаря английск ому писателю Стерну – автору “Сентиментального путеш ествия”, представлявш его интимную жизньавтора. Н о бы ла и другая традиц ия – в 1760-1780-е годы читатель познак омился с серией “путеш ествий”, написанны х русск ими учены ми; знал он и “Путеш ествие
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 46
- 47
- 48
- 49
- 50
- …
- следующая ›
- последняя »