История русской литературы XVIII века. Нагина К.А. - 49 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

49
в… И . Т . , напечатанное в журнале Новикова Трутень” , и Путешествие
глухого и немого” Фонвизина. Это был жанр русского просветительского
путешествия”, в котором герой вырывался из сферы частной жизни и
вступал в сферу жизни общей . Эту русскую традицию продолжает
Радищев. В Путешествии из Петербурга в Москву” совмещается
разнообразный литературный жанровый материал: в нем можно найти
черты литературного путешествия , воспитательного и нравоучительного
романа, литературной повести, трактата, сатирических зарисовок ,
исповеди . Одни из этих жанров являются первичными”, другие
объединяющими”. Необходимо ответить на вопрос, какие первичные”
жанры входят в состав Путешествия” и каковы принципы их взаимосвязи
и взаимодействии в произведении.
В области композиции Путешествия” Радищев также проявляет
новаторство. Изучая принципы построения книги, необходимо выделить
микро- и макроструктуры произведения , определить основную
структурную единицу циклической композиции Путешествия”, понять
роль механических связок в композиции.
Определенные сложности вызывает анализ языка и стиля
произведений Радищева. Нужно выделить тенденцию к использованию
легкого разговорного языка в одних ситуациях и традиции
славянизированного книжного языка в тех случаях , когда автор
высказывает свои философские убеждения или передает гражданские
чувства. Для выражения новых демократических идей Радищеву были
необходимы и новые средства языка. Писатель складывал свой
литературный стиль из разнообразных элементов: из языка современной
ему литературы , языка древнерусской письменности, устной народной
поэзии, живой народной речи (автор воспроизводит ее в лучших образцах ,
без увлечения диалектизмами). Национальные истоки русского
литературного языка он видел в старославянской и древнерусской
письменности. Обращаясь к ним , Радищев часто славянизировал свой язык
более чем это требовалось даже высоким штилем” Ломоносова.
Поэзия Радищева
Заслуживают внимания эстетические и литературно-теоретические
высказывания Радищева , особенно его взгляд на русское стихосложение.
Он указывал на возможности русской стихотворной речи : применение
трехсложных размеров и хорея (вопреки преобладанию ямба),
употребление стихов без рифмы и создание новых строф . В стихотворении
Сафические строфы” Радищев использует опыт античной метрики и
делает попытку создать новые формы интимной лирики. Стихотворение
Осмнадцатое столетие” представляет философский обзор итогов XVIII
века, мощного, великого столетия”, творца мысли”. Этот век , однако,
еще не принес человеку ни свободы , ни добродетели, ни счастья . Большие
трудности вызывает анализ поэм Радищева Бова”, Песни, петые на
состязаниях…”, Песнь историческая”, где, кроме проблематики, нужно
остановиться на вопросах о связи с фольклором и о жанровом и
метрическом своеобразии их художественной формы .
И.А.Крылов
Тексты
Крылов И . А . Похвальная речь в память моему дедушке; Каиб . Восточная
повесть; Трумф , или Подщипа; “Почта духов” .
                                     49
в… И .Т .”, напечатанное в журнале Н овик ова “Т рутень”, и “Путеш ествие
глухого и немого” Ф онвизина. Э то бы л жанр русск ого просветительск ого
“путеш ествия”, в к отором герой вы ры вался из сф еры частной жизни и
вступал в сф еру жизни общ ей. Э ту русск ую традиц ию продолжает
Радищ ев. В “Путеш ествии из Петербурга в М оск ву” совмещ ается
разнообразны й литературны й жанровы й материал: в нем можно найти
черты литературного путеш ествия, воспитательного и нравоучительного
романа, литературной повести, трак тата, сатирическ их зарисовок ,
исповеди. О дни из э тих жанров являю тся “первичны ми”, другие
“объ единяю щ ими”. Н еобх одимо ответить на вопрос, к ак ие “первичны е”
жанры вх одятв состав “Путеш ествия” и к ак овы принц ипы их взаимосвязи
и взаимодействии в произведении.
       В области к омпозиц ии “Путеш ествия” Радищ ев так же проявляет
новаторство. И зучая принц ипы построения к ниги, необх одимо вы делить
мик ро- и мак роструктуры         произведения, определить основную
структурную единиц у ц ик лическ ой к омпозиц ии “Путеш ествия”, понять
рольмех аническ их связок в к омпозиц ии.
       О пределенны е сложности вы зы вает анализ язы к а и стиля
произведений Радищ ева. Н ужно вы делить тенденц ию к использованию
легк ого разговорного язы к а в одних             ситуац иях  и традиц ии
славянизированного к нижного язы к а в тех случаях , к огда автор
вы ск азы вает свои ф илософ ск ие убеждения или передает гражданск ие
чувства. Д ля вы ражения новы х демок ратическ их идей Радищ еву бы ли
необх одимы и новы е средства язы к а. Писатель ск лады вал свой
литературны й стиль из разнообразны х э лементов: из язы к а современной
ему литературы , язы к а древнерусск ой письменности, устной народной
поэ зии, живой народной речи (автор воспроизводитеев лучш их образц ах ,
без увлечения диалек тизмами). Н ац иональны е исток и русск ого
литературного язы к а он видел в старославянск ой и древнерусск ой
письменности. О бращ аяськ ним, Радищ ев часто славянизировал свой язы к
болеечем э то требовалосьдаже“вы сок им ш тилем” Л омоносова.
                                П оэзи я Р ади щева
        Заслуживаю т внимания э стетическ ие и литературно-теоретическ ие
вы ск азы вания Радищ ева, особенно его взгляд на русск ое стих осложение.
О н указы вал на возможности русск ой стих отворной речи: применение
трех сложны х размеров и х орея (вопрек и преобладанию ямба),
употреблениестих ов без риф мы и созданиеновы х строф . В стих отворении
“Саф ическ ие строф ы ” Радищ ев использует опы т античной метрик и и
делает попы тк усоздать новы е ф ормы интимной лирик и. Стих отворение
“О смнадц атое столетие” представляет ф илософ ск ий обзор итогов XVIII
век а, “мощ ного, велик ого столетия”, “творц а мы сли”. Э тот век , однак о,
ещ енепринес человек уни свободы , ни добродетели, ни счастья. Больш ие
трудности вы зы вает анализ поэ м Радищ ева “Бова”, “Песни, петы е на
состязаниях … ”, “Песнь историческ ая”, где, к роме проблематик и, нужно
остановиться на вопросах о связи с ф ольк лором и о жанровом и
метрическ ом своеобразии их х удожественной ф ормы .

                                    И .А.Крылов
      Т екс ты
      К ры лов И .А . Пох вальная речь в память моему дедуш к е; К аиб. В осточная
повесть; Т румф , или Подщ ипа; “Почта дух ов”.