История русской литературы XVIII века. Нагина К.А. - 47 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

47
На страницах Путешествия из Петербурга в Москву” появляется
много действующих лиц , очерченных автором кратко, но резко, и
выступающих в качестве представителей различных социальных слоев
русского общества конца XVIII века. Их можно разделить на три группы .
Первая состоит из угнетателей народа : помещиков, чиновников,
придворных. В изображении Радищева они звери алчные, пиявицы
ненасытные” . Выясняя место и роль образов помещиков в образной
системе произведения , необходимо обратиться к вопросу о
документальной основе их создания , рассмотреть основные приемы
художественной типизации и определить особенности проявления
авторской позиции по отношению к разным типам поместного дворянства.
Образы царя и придворных, чиновников , купцов и офицерства у Радищева
включены в контекст проблемы соотношения власти и закона, идеала и
действительности.
Вторую группу представляет крестьянство, народ. Начиная с главы
Городня”, путешественник общается по преимуществу с крестьянами и
утверждает мысль о том , что крепостное право не смогло уничтожить в
русском национальном характере основных источников его духовных и
нравственных сил и возможностей . Путешественник выступает союзником
автора оды Вольность” , то есть самого Радищева , уверенного в
необходимости революционного переустройства действительности.
Именно народу предстоит обновить Россию . Характер изображения людей
из народа, само отношение Радищева к ним новое явление в русской
литературе и знаменательная победа писателя . Для Радищева народ не
абстрактная категория : писатель пытается дать образ крестьян в их
индивидуальном своеобразии. В подтверждение этому уместно
сопоставление образов крестьян в главах Любани”, Медное” , Городня”.
В помещичьей среде Радищев отрицает существование нравственного и
физического здоровья , чести, собственного достоинства , но все эти
качества он приписывает русскому крестьянству. Подобное изображение
крестьянина служит выражением идеи писателя о том , что именно народ
является носителем гражданских начал, необходимых для устройства
нового, свободного общества. Здесь мысль Радищева полемически
направлена против дворянских идеологов, утверждающих , что народ не
способен вынести бремя свободы . Тенденции к идеализации народных
образов противостоит стремление Радищева не приукрашивать
действительность. Рабы по положению могут стать рабами по духу, и
виновен в этом будет, с точки зрения писателя , помещичий класс,
развращающий крестьян нравственно и физически. О мощной духовной
активности народа свидетельствует в книге Радищева его способность к
творчеству, поэтому проблеме использования писателем опыта устного
художественного творчества народа следует уделить особое внимание.
Третья группа действующих лиц произведения интеллигенты ,
люди высоких духовных стремлений , душой приверженные к народу
сочувственники” путешественника. В отношении приятеля Ч…”,
“А .М .К ., новгородского семинариста , господина Крестьянкина и других
необходимо решить вопрос о соотношении документального и
художественного начал в этих образах и раскрыть значение героев
данного типа в образной системе произведения , в логике развития
авторской идеи.
                                       47
        Н а страниц ах “Путеш ествия из Петербурга в М оск ву” появляется
много действую щ их лиц , очерченны х автором к ратк о, но резк о, и
вы ступаю щ их в к ачестве представителей различны х соц иальны х слоев
русск ого общ ества к онц а XVIII век а. И х можно разделитьна три группы .
Первая состоит из угнетателей народа: помещ ик ов, чиновник ов,
придворны х . В изображении Радищ ева они “звери алчны е, пиявиц ы
ненасы тны е”. В ы ясняя место и роль образов помещ ик ов в образной
системе произведения, необх одимо обратиться к                    вопросу о
док ументальной основе их создания, рассмотреть основны е приемы
х удожественной типизац ии и определить особенности проявления
авторск ой позиц ии по отнош ению к разны м типам поместного дворянства.
О бразы ц аря и придворны х , чиновник ов, к упц ов и оф иц ерства уРадищ ева
вк лю чены в к онтек ст проблемы соотнош ения власти и зак она, идеала и
действительности.
       В торую группупредставляет к рестьянство, народ. Н ачиная с главы
“Городня”, путеш ественник общ ается по преимущ ествус к рестьянами и
утверждает мы сль о том, что к репостное право не смогло уничтожить в
русск ом нац иональном х арак тере основны х источник ов его духовны х и
нравственны х сил и возможностей. Путеш ественник вы ступаетсою зник ом
автора оды “В ольность”, то есть самого Радищ ева, уверенного в
необх одимости револю ц ионного переустройства действительности.
И менно народупредстоитобновитьРоссию . Х арак тер изображения лю дей
из народа, само отнош ение Радищ ева к ним – новое явление в русск ой
литературе и знаменательная победа писателя. Д ля Радищ ева народ не
абстрак тная к атегория: писатель пы тается дать образ к рестьян в их
индивидуальном своеобразии. В подтверждение э тому                    уместно
сопоставлениеобразов к рестьян в главах “Л ю бани”, “М едное”, “Городня”.
В помещ ичьей среде Радищ ев отриц ает сущ ествование нравственного и
ф изическ ого здоровья, чести, собственного достоинства, но все э ти
к ачества он приписы вает русск омук рестьянству. Подобное изображение
к рестьянина служит вы ражением идеи писателя о том, что именно народ
является носителем гражданск их начал, необх одимы х для устройства
нового, свободного общ ества. Здесь мы сль Радищ ева полемическ и
направлена против дворянск их идеологов, утверждаю щ их , что народ не
способен вы нести бремя свободы . Т енденц ии к идеализац ии народны х
образов противостоит стремление Радищ ева не приукраш ивать
действительность. Рабы по положению могут стать рабами по дух у, и
виновен в э том будет, с точк и зрения писателя, помещ ичий к ласс,
развращ аю щ ий к рестьян нравственно и ф изическ и. О мощ ной дух овной
ак тивности народа свидетельствует в к ниге Радищ ева его способность к
творчеству, поэ тому проблеме использования писателем опы та устного
х удожественного творчества народа следуетуделитьособоевнимание.
       Т ретья группа действую щ их лиц произведения – интеллигенты ,
лю ди вы сок их дух овны х стремлений, душ ой приверженны е к народу–
“сочувственник и” путеш ественник а. В отнош ении “приятеля Ч… ”,
“А .М .К .”, новгородск ого семинариста, господина К рестьянк ина и других
необх одимо реш ить вопрос о соотнош ении док ументального и
х удожественного начал        в э тих образах и раск ры ть значение героев
данного типа в образной системе произведения, в логик е развития
авторск ой идеи.