ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
46
быть, возносяся сам и вознося отечество свое, утверждая вольность
частную”, другими словами, гражданскую . Уже тогда Радищев считал, что
“нет и до скончания мира примера, может быть, не будет, чтобы царь
упустил добровольно что- либо из своея власти” – без революционного
переворота невозможно ограничение самодержавия .
В “Беседе о том , что есть сын Отечества” Радищев раскрывает
гражданское понимание образа борца за справедливость: “Человек ,
человек потребен для ношения имени сына Отечества” . В России же
крепостные “земледельцы” превращены в “тяглый скот” , а помещики
недостойны звания человека, потому что они грабители и кровопийцы .
В “Житии Федора Васильевича Ушакова” Радищев предложил свое
понимание нового типа положительного героя . Он стремился написать
произведение, которое бы строилось на автобиографическом материале, и
рассказать в нем о годах юности, проведенных в Лейпцигском
университете. Однако он избирает не жанр исповеди, подсказанный
литературной традицией , а жанр “жития”, хотя его герой не знаменитый
человек . Герой книги Радищева – юноша Федор Ушаков, а рассказывает
она о формировании убеждений , выдвигая центральную тему своей эпохи
– тему воспитания . Жанровая природа произведения отличается
достаточным своеобразием : в “Житие” входят элементы жанров повести,
жития , мемуаров, трактата, послания . Жизнеописание Ушакова
органически переплетается с философскими, моральными и
политическими рассуждениями.
“Путешествие из Петербурга в Москву” Радищева
Основное внимание следует уделить анализу одного из самых
выдающихся произведений русской литературы XVIII века –
“Путешествия из Петербурга в Москву” , в котором с большой полнотой
воплотилось мировоззрение его автора, нашла отражение его социальная и
философская позиция . Каждая из глав книги, названная по станциям
дороги от одной столицы в другую , содержит новую тему, а иногда и две.
Ими являются социальное бесправие крепостного крестьянства и ужас его
положения , связь крепостного права и помещичьих привилегий с
аппаратом государственного принуждения , бесчеловечность
самодержавно-бюрократического строя , разложение нравов дворянства и
высокие добродетели в среде крестьян, эстетическая и нравственная жизнь
народа , рекрутчина и др . Но при этом “Путешествие” не распадается на
отдельные очерки и новеллы , поскольку все темы подчинены раскрытию
основной идеи книги: крепостнически-помещичий строй должен быть
разрушен , а народ – освобожден . Главенствующая роль в процессе
освобождения отводится народу, революции. Кроме того, весь огромный
материал книги подчиняется единому сюжету, которым в “Путешествии”
является история человека, познавшего свои политические заблуждения ,
открывшего правду жизни, "история идейного и морального обновления
путешественника” (Г.Макогоненко).
В образе путешественника раскрывается радищевский идеал
человека: это прежде всего “общественный человек”, живущий
социальными интересами (“Душа моя страданиями человеческими
уязвленна стала” ). От сознания несовершенства существующей
государственной системы к формированию революционных убеждений –
таков путь нравственной эволюции героя . Последовательность духовных
испытаний путешественника строго обозначена.
46 бы ть, возносяся сам и вознося отечество свое, утверждая вольность частную ”, другими словами, гражданск ую . У жетогда Радищ ев считал, что “нет и до ск ончания мира примера, может бы ть, не будет, чтобы ц арь упустил добровольно что-либо из своея власти” – без револю ц ионного переворота невозможно ограничениесамодержавия. В “Беседе о том, что есть сы н О течества” Радищ ев раск ры вает гражданск ое понимание образа борц а за справедливость: “Человек , человек потребен для нош ения имени сы на О течества”. В России же к репостны е “земледельц ы ” превращ ены в “тяглы й ск от”, а помещ ик и недостойны звания человек а, потомучто они грабители и к ровопийц ы . В “Ж итии Ф едора В асильевича У ш ак ова” Радищ ев предложил свое понимание нового типа положительного героя. О н стремился написать произведение, к оторое бы строилось на автобиограф ическ ом материале, и расск азать в нем о годах ю ности, проведенны х в Л ейпц игск ом университете. О днак о он избирает не жанр исповеди, подск азанны й литературной традиц ией, а жанр “жития”, х отя его герой не знамениты й человек . Герой к ниги Радищ ева – ю нош а Ф едор У ш ак ов, а расск азы вает она о ф ормировании убеждений, вы двигая ц ентральную темусвоей э пох и – тему воспитания. Ж анровая природа произведения отличается достаточны м своеобразием: в “Ж итие” вх одят э лементы жанров повести, жития, мемуаров, трак тата, послания. Ж изнеописание У ш ак ова органическ и переплетается с ф илософ ск ими, моральны ми и политическ ими рассуждениями. “П у т еш ест ви е и зП ет ер б у р га в М оск ву ” Р ади щева О сновное внимание следует уделить анализу одного из самы х вы даю щ их ся произведений русск ой литературы XVIII век а – “Путеш ествия из Петербурга в М оск ву”, в к отором с больш ой полнотой воплотилосьмировоззрениеего автора, наш ла отражениеего соц иальная и ф илософ ск ая позиц ия. К аждая из глав к ниги, названная по станц иям дороги отодной столиц ы в другую , содержитновую тему, а иногда и две. И ми являю тся соц иальноебесправиек репостного к рестьянства и ужас его положения, связь к репостного права и помещ ичьих привилегий с аппаратом государственного принуждения, бесчеловечность самодержавно-бю рок ратическ ого строя, разложение нравов дворянства и вы сок иедобродетели в средек рестьян, э стетическ ая и нравственная жизнь народа, рек рутчина и др. Н о при э том “Путеш ествие” не распадается на отдельны е очерк и и новеллы , поск ольк увсе темы подчинены раск ры тию основной идеи к ниги: к репостническ и-помещ ичий строй должен бы ть разруш ен, а народ – освобожден. Главенствую щ ая роль в проц ессе освобождения отводится народу, револю ц ии. К роме того, весь огромны й материал к ниги подчиняется единомусю жету, к оторы м в “Путеш ествии” является история человек а, познавш его свои политическ ие заблуждения, отк ры вш его правдужизни, "история идейного и морального обновления путеш ественник а” (Г.М ак огоненк о). В образе путеш ественник а раск ры вается радищ евск ий идеал человек а: э то прежде всего “общ ественны й человек ”, живущ ий соц иальны ми интересами (“Д уш а моя страданиями человеческ ими уязвленна стала”). О т сознания несоверш енства сущ ествую щ ей государственной системы к ф ормированию револю ц ионны х убеждений – так ов путь нравственной э волю ц ии героя. Последовательность духовны х испы таний путеш ественник а строго обозначена.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 44
- 45
- 46
- 47
- 48
- …
- следующая ›
- последняя »