ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
44
недворянский социальный опыт, особую по сравнению с классицизмом
тематику, близкую к жизни и быту широких слоев населения ;
своеобразием отличался и пафос их творчества. Усиливается обращение к
устному народному творчеству и к древней литературе, дают о себе знать
стилистические тенденции натурализма и художественного эмпиризма.
Одним из ранних писателей - прозаиков в России был Ф.Эмин ,
представляющий тип писателя - профессионала , дельца и коммерсанта. Его
роман “Непостоянная фортуна, или похождения Мирамонда” стал первым
оригинальным русским романом . По мнению Благого, его можно
рассматривать как переходное звено от рукописных повестей (“гисторий”)
к романтической литературе нового типа.
Историко-литературное значение Эмина определяется главным
образом его романом “Письма Эрнеста и Доравры”. Впервые русское
произведение написано в эпистолярной форме, использованной автором
под влиянием романа Руссо “Юлия , или Новая Элоиза”. Несмотря на
подражательность и художественную слабость, “Письма Эрнеста и
Доравры” имеют ценность как первый в России психологический роман
сентиментального направления .
Особо следует остановиться на творчестве М . Д . Чулкова , также
ориентировавшегося на демократического читателя . Лучшими
произведениями Чулкова являются сборник “Пересмешник” и роман
“Пригожая повариха, или Похождения развратной женщины”.
“Пересмешник , или славянские сказки” представляет собой сборник
разных повестей и рассказов то авантюрно-фантастического, то сатирико-
бытового содержания . Сборник построен по принципу “приключений в
приключениях”: входящие в него произведения объединяются общей
сюжетной канвой , входят одно в другое и дают повод к новым повестям.
Из сатирико-бытовых повестей , представляющих переработку рукописных
фацеций , сказок о чертях , бытовых анекдотов, наиболее содержательными
являются “Горькая участь” и “Драгоценная щука”. Повести Чулкова
отличаются сатирической остротой , основой их чаще всего является
бытовой анекдот, а жанровое своеобразие определяется включением
элементов нравоописательного очерка, памфлета, сатирического письма,
бытовой повести, пародии, сказки, басни. “Пригожая повариха” Чулкова –
“плутовской” роман в форме рассказа-исповеди Мартоны . Образ заведомо
порочной героини был новым в русской литературе XVIII века. Мартона
вызывает сочувствие читателей , поскольку в ее падении виновата не
столько она сама, сколько социальные и общественные условия . Так
проявилась антидворянская настроенность автора романа. Лукавый
иронический язык “Пригожей поварихи” характеризуется обилием
пословиц и поговорок , что является отличительной чертой стиля Чулкова .
Он был первым, кто соединил устные народные истории и сказки с
традицией мировой литературы . В художественном отношении проза
Чулкова еще не смогла подняться выше натуралистического бытописания ,
но все же представляет интересное явление в истории русской прозы до
Радищева и Карамзина.
Представителем “третьесословной” прозы является и Левшин ,
который вместе с Чулковым был в значительной степени родоначальником
массовой (лубочной ) литературы или литературы , граничившей с лубком .
Массовую повествовательную литературу представляют произведения
44 недворянск ий соц иальны й опы т, особую по сравнению с к лассиц измом тематик у, близк ую к жизни и бы ту ш ирок их слоев населения; своеобразием отличался и паф ос их творчества. У силивается обращ ение к устномународномутворчествуи к древней литературе, даю т о себе знать стилистическ иетенденц ии натурализма и х удожественногоэ мпиризма. О дним из ранних писателей-прозаик ов в России бы л Ф .Э мин, представляю щ ий тип писателя-проф ессионала, дельц а и к оммерсанта. Е го роман “Н епостоянная ф ортуна, или пох ождения М ирамонда” стал первы м оригинальны м русск им романом. По мнению Благого, его можно рассматривать к ак перех одноезвено отрукописны х повестей (“гисторий”) к романтическ ой литературе новоготипа. И сторик о-литературное значение Э мина определяется главны м образом его романом “Письма Э рнеста и Д оравры ”. В первы е русск ое произведение написано в э пистолярной ф орме, использованной автором под влиянием романа Руссо “Ю лия, или Н овая Э лоиза”. Н есмотря на подражательность и х удожественную слабость, “Письма Э рнеста и Д оравры ” имею т ц енность к ак первы й в России псих ологическ ий роман сентиментальногонаправления. О собо следует остановиться на творчестве М .Д .Чулк ова, так же ориентировавш егося на демок ратическ ого читателя. Л учш ими произведениями Чулк ова являю тся сборник “Пересмеш ник ” и роман “Пригожая поварих а, или Пох ождения развратной женщ ины ”. “Пересмеш ник , или славянск ие ск азк и” представляет собой сборник разны х повестей и расск азов то авантю рно-ф антастическ ого, то сатирик о- бы тового содержания. Сборник построен по принц ипу“прик лю чений в прик лю чениях ”: вх одящ ие в него произведения объ единяю тся общ ей сю жетной к анвой, вх одят одно в другое и даю т повод к новы м повестям. И з сатирик о-бы товы х повестей, представляю щ их переработк урукописны х ф ац ец ий, ск азок о чертях , бы товы х анек дотов, наиболеесодержательны ми являю тся “Горьк ая участь” и “Д рагоц енная щ ука”. Повести Чулк ова отличаю тся сатирическ ой остротой, основой их чащ е всего является бы товой анек дот, а жанровое своеобразие определяется вк лю чением э лементов нравоописательного очерк а, памф лета, сатирическ ого письма, бы товой повести, пародии, ск азк и, басни. “Пригожая поварих а” Чулк ова – “плутовск ой” роман в ф орме расск аза-исповеди М артоны . О браз заведомо порочной героини бы л новы м в русск ой литературе XVIII век а. М артона вы зы вает сочувствие читателей, поск ольк у в ее падении виновата не стольк о она сама, ск ольк о соц иальны е и общ ественны е условия. Т ак проявилась антидворянск ая настроенность автора романа. Л укавы й ироническ ий язы к “Пригожей поварих и” х арак теризуется обилием пословиц и поговорок , что является отличительной чертой стиля Чулк ова. О н бы л первы м, к то соединил устны е народны е истории и ск азк и с традиц ией мировой литературы . В х удожественном отнош ении проза Чулк ова ещ енесмогла подняться вы ш енатуралистическ ого бы тописания, но все же представляет интересное явление в истории русск ой прозы до Радищ ева и К арамзина. Представителем “третьесословной” прозы является и Л евш ин, к оторы й вместес Чулк овы м бы л в значительной степени родоначальник ом массовой (лубочной) литературы или литературы , граничивш ей с лубк ом. М ассовую повествовательную литературу представляю т произведения
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 42
- 43
- 44
- 45
- 46
- …
- следующая ›
- последняя »