ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
42
коленях , теперь же поэту открылась относительность и условность
противопоставления человека богу.
Среди од религиозно-философской тематики выделяется и ода
“Водопад” , в сложном содержании которой философские раздумья ,
политические идеи и восторженные похвалы переплетаются с
живописными картинами.
Анакреонтические стихи Державина
Державин обладал замечательной способностью приблизить свое
творчество к жизни и быту. В лице Анакреонта и Горация он нашел
поэтов, родственных ему по характеру дарования и отчасти
мировоззрения . Образцовыми в антологическом роде считаются послания
“Приглашение к обеду” и “Евгению . Жизнь Званская”.
В “Приглашении к обеду” , обращенном к Шувалову, ярко
выразилось жизнерадостное, горациански умеренное мироощущение
Державина. Посвящая день лишь друзьям и красоте, Державин в обычном
для него контрасте вспоминает о смерти. “И смерть к нам смотрит чрез
забор”, - замечает поэт, используя шутливо- простонародные выражения . В
стихотворении он дает свое понимание “блаженства”: оно заключается “в
здравии, спокойстве духа”; “умеренность есть лучший пир”. Послание
написано в свободном и непринужденном тоне, простым языком , местами
близким к народному.
Послание “Евгению . Жизнь Званская” дает блестящую и широкую
картину помещичьего быта. В стихотворении звучит тема
противопоставления жизни городской и сельской , причем решается она в
контексте темы более широкой – темы творчества. В классицистической
эстетике поэту было отведено место безличного, абстрактного выразителя
истины , никак не связанного с прозой жизни. Образ поэта, созданный
Державиным, был лишен условности, он был конкретен . В послании
“Евгению” как раз и раскрывается образ автора-героя в его
биографической конкретности, в окруженности деталями быта, природы .
Державин пытается запечатлеть и творческий процесс в условиях
повседневной жизни. Все это дает исследователям возможность сблизить
послание Державина и “Осень” Пушкина, эпиграфом к которому Пушкин
взял строки из державинского стихотворения , и назвать их “звеньями
одной цепи”.
Тема природы в творчестве Державина
Объективный земной мир , природа в русской поэзии XVIII века
впервые отражается в творчестве Державина. В классицистических
произведениях если и возникал пейзаж, то был он условным и
отвлеченным, теоретическим . Державин же воспринимает природу
зрительно, в слуховых образах . Его пейзажные зарисовки отличаются
яркостью , великолепием , красочностью (“Сребром сверкают воды”,
“Граненных бриллиантов холмы / Вслед сыпались за кораблем”).
Державин конкретизирует отвлеченные темы , абстрактные идеи
приобретают у него предметный образ. Правдивое, живое описание южной
природы являет собой стихотворение “Осень во время осады Очакова”.
Художественное своеобразие творчества Державина.
Его новаторство как поэта
Классицизм диктовал разделение поэзии на жанры , что определяло
закон единства стиля . Каждому жанру соответствовала своя тема, которая
требовала своего языка и точно обозначенной образной системы .
42 к оленях , теперь же поэ ту отк ры лась относительность и условность противопоставления человек а богу. Среди од религиозно-ф илософ ск ой тематик и вы деляется и ода “В одопад”, в сложном содержании к оторой ф илософ ск ие раздумья, политическ ие идеи и восторженны е пох валы переплетаю тся с живописны ми к артинами. А нак р еонт и ческ и е ст и хи Дер ж ави на Д ержавин обладал замечательной способностью приблизить свое творчество к жизни и бы ту. В лиц е А нак реонта и Горац ия он наш ел поэ тов, родственны х ему по х арак теру дарования и отчасти мировоззрения. О бразц овы ми в антологическ ом роде считаю тся послания “Приглаш ениек обеду” и “Е вгению . Ж изньЗванск ая”. В “Приглаш ении к обеду”, обращ енном к Ш увалову, ярк о вы разилось жизнерадостное, горац ианск и умеренное мироощ ущ ение Д ержавина. Посвящ ая день лиш ь друзьям и к расоте, Д ержавин в обы чном для него к онтрасте вспоминает о смерти. “И смерть к нам смотрит чрез забор”, - замечаетпоэ т, используя ш утливо-простонародны евы ражения. В стих отворении он дает свое понимание “блаженства”: оно зак лю чается “в здравии, спок ойстве духа”; “умеренность есть лучш ий пир”. Послание написано в свободном и непринужденном тоне, просты м язы к ом, местами близк им к народному. Послание “Е вгению . Ж изнь Званск ая” дает блестящ ую и ш ирок ую к артину помещ ичьего бы та. В стих отворении звучит тема противопоставления жизни городск ой и сельск ой, причем реш ается она в к онтек сте темы более ш ирок ой – темы творчества. В к лассиц истическ ой э стетик е поэ тубы ло отведено место безличного, абстрак тного вы разителя истины , ник ак не связанного с прозой жизни. О браз поэ та, созданны й Д ержавины м, бы л лиш ен условности, он бы л к онк ретен. В послании “Е вгению ” к ак раз и раск ры вается образ автора-героя в его биограф ическ ой к онк ретности, в ок руженности деталями бы та, природы . Д ержавин пы тается запечатлеть и творческ ий проц есс в условиях повседневной жизни. В се э то дает исследователям возможность сблизить послание Д ержавина и “О сень” Пуш к ина, э пиграф ом к к оторомуПуш к ин взял строк и из державинск ого стих отворения, и назвать их “звеньями одной ц епи”. Тема пр и р оды в т вор чест ве Дер ж ави на О бъ ек тивны й земной мир, природа в русск ой поэ зии XVIII век а впервы е отражается в творчестве Д ержавина. В к лассиц истическ их произведениях если и возник ал пейзаж, то бы л он условны м и отвлеченны м, теоретическ им. Д ержавин же воспринимает природу зрительно, в слуховы х образах . Е го пейзажны е зарисовк и отличаю тся ярк остью , велик олепием, к расочностью (“Сребром сверк аю т воды ”, “Граненны х бриллиантов х олмы / В след сы пались за к ораблем”). Д ержавин к онк ретизирует отвлеченны е темы , абстрак тны е идеи приобретаю тунего предметны й образ. Правдивое, живоеописаниею жной природы являетсобой стих отворение“О сеньво время осады О чак ова”. Х у дож ест венное своеоб р ази е т вор чест ва Дер ж ави на. Е гоноват ор ст вок ак поэт а К лассиц изм дик товал разделение поэ зии на жанры , что определяло зак он единства стиля. К аждомужанрусоответствовала своя тема, к оторая требовала своего язы к а и точно обозначенной образной системы .
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 40
- 41
- 42
- 43
- 44
- …
- следующая ›
- последняя »