ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
43
Державин разрушал каноны классицизма, смело смешивал “высокое” и
“низкое” , “возвышенное” и “смешное” , следуя за реальной
действительностью , в которой все явления находятся в тесной
взаимосвязи. Содержание, соответствующее оде, он излагает жанром
анакреонтической песни, сочетает хвалебную оду с сатирой и т. д.
Державин изображает реальный мир во всем многообразии
особенностей присущих ему явлений , что обуславливает
индивидуальность стиля . Об этом писал Гоголь: “Слог у него так крупен ,
как ни у кого из наших поэтов . Разъяв анатомическим ножом , увидишь,
что это происходит от необыкновенного соединения самых высоких слов с
самыми низкими и простыми, на что бы никто не отважился, кроме
Державина” . Соединение высоких слов с низкими в лирических жанрах
запрещалось классицизмом , и это правило смело нарушает Державин (в
этом отношении показательно стихотворение “Снигирь” ).
В современном литературоведении сосуществуют разные точки
зрения по вопросу о принадлежности Державина к тому или иному
литературному направлению . Рассматривая Державина как фигуру
переходного времени, следует отметить его связь с классицизмом ,
сентиментализмом , предромантизмом и реализмом .
Русская проза 1760-1770-х годов XVIII века
Тексты
Чулков М . Д . Пригожая повариха, или Похождения развратной женщины ;
Ставленник ; Драгоценная щука; Горькая участь; Левшин В . А . Русские сказки;
Курганов Н . Г . Краткие и замысловатые повести из “Письмовника” ; Эмин Ф . А . Письма
Эрнеста и Доравры .
Издания
Русская проза XVIII века. – М ., 1971. Повести разумные и замысловатые:
Популярная бытовая проза XVIII века. – М ., 1989. Курганов Н . Г . Краткие
замысловатые повести из “Письмовника” / Н .Г.Курганов . – М ., 1976. Русская
литература XVIII века. 1700-1775: Хрестоматия / Сост. В .А .Западов . – М ., 1979.
Исследования
Шкловский В . Б . Чулков и Левшин / В .Б.Шкловский . – Л ., 1933. - 234 с.
Орлов П . А . Реально-бытовые романы М ,Д,Чулкова и его сатирико-бытовые
повести / П.А .Орлов // Уч. зап. рязан . пед. ин - та. – 1949. - № 1. – С. 60-97.
Русский и западно-европейский классизицм: Проза. – М ., 1982. – С. 208-234.
Бондарева Е . А . Творческий путь и просветительская деятельность М . Д . Чулкова
( писатель XVIII века) / Е .А .Бондарева // Исторические записки. – 1984. – № 111. – С.
201-237.
Баранов С . Ю . Популярная проза XVIII века / С.Ю .Баранов // Повести разумные
и замысловатые. – М ., 1989. – С. 30 – 28.
Развитие книжной прозы и рост ее популярности в последней трети
XVIII века связан с процессом расширения и демократизации читательской
аудитории. Сумароков и его сторонники прямо осуждали такие жанры , как
повесть и роман . В “Письме о чтении романов” Сумароков утверждал, что
чтение романа – “погубление” времени. В системе жанров классицизма
место себе нашел только государственно-политический роман. В идейно-
художественном отношении прозаическая литература противостояла
поэзии и драматургии классицизма – она ориентировалась не на
дворянскую , а на демократическую читательскую аудиторию . В прозе
утвердили себя “мелкотравчатые писатели” третьего сословия – Ф . Эмин ,
М .Д .Чулков, В .А .Левшин , М .Комаров. Они вносили в литературу
43 Д ержавин разруш ал к аноны к лассиц изма, смело смеш ивал “вы сок ое” и “низк ое”, “возвы ш енное” и “смеш ное”, следуя за реальной действительностью , в к оторой все явления нах одятся в тесной взаимосвязи. Содержание, соответствую щ ее оде, он излагает жанром анак реонтическ ой песни, сочетаетх валебную одус сатирой и т. д. Д ержавин изображает реальны й мир во всем многообразии особенностей присущ их ему явлений, что обуславливает индивидуальность стиля. О б э том писал Гоголь: “Слог унего так к рупен, к ак ни ук ого из наш их поэ тов. Разъ яв анатомическ им ножом, увидиш ь, что э то происх одитотнеобы к новенного соединения самы х вы сок их слов с самы ми низк ими и просты ми, на что бы ник то не отважился, к роме Д ержавина”. Соединение вы сок их слов с низк ими в лирическ их жанрах запрещ алось к лассиц измом, и э то правило смело наруш ает Д ержавин (в э том отнош ении пок азательно стих отворение “Снигирь”). В современном литературоведении сосущ ествую т разны е точк и зрения по вопросу о принадлежности Д ержавина к тому или иному литературному направлению . Рассматривая Д ержавина к ак ф игуру перех одного времени, следует отметить его связь с к лассиц измом, сентиментализмом, предромантизмом и реализмом. Рус с кая п роза 1760-1770-х годов XVIII века Т екс ты Чулк ов М .Д . Пригожая поварих а, или Пох ождения развратной женщ ины ; Ставленник ; Д рагоц енная щ ук а; Горьк ая участь; Л евш ин В .А . Русск ие ск азк и; К урганов Н .Г. К ратк иеи замы словаты е повести из “Письмовник а”; Э мин Ф .А . Письма Э рнеста и Д оравры . И зд ани я Русск ая проза XVIII век а. – М ., 1971. Повести разумны е и замы словаты е: Популярная бы товая проза XVIII век а. – М ., 1989. К урганов Н .Г. К ратк ие замы словаты е повести из “Письмовник а” / Н .Г.К урганов. – М ., 1976. Русск ая литература XVIII век а. 1700-1775: Х рестоматия / Сост. В .А .Западов. – М ., 1979. И с с ледовани я Ш к ловск ий В .Б. Чулк ов и Л евш ин / В .Б.Ш к ловск ий. – Л ., 1933. - 234 с. О рлов П.А . Реально-бы товы е романы М ,Д ,Чулк ова и его сатирик о-бы товы е повести / П.А .О рлов // У ч. зап. рязан. пед. ин-та. – 1949. - № 1. – С. 60-97. Русск ий и западно-европейск ий к лассизиц м: Проза. – М ., 1982. – С. 208-234. Бондарева Е .А . Т ворческ ий путь и просветительск ая деятельность М .Д .Чулк ова (писатель XVIII век а) / Е .А .Бондарева // И сторическ ие записк и. – 1984. – № 111. – С. 201-237. Баранов С.Ю . Популярная проза XVIII век а / С.Ю .Баранов // Повести разумны е и замы словаты е. – М ., 1989. – С. 30 – 28. Развитие к нижной прозы и рост ее популярности в последней трети XVIII век а связан с проц ессом расш ирения и демок ратизац ии читательск ой аудитории. Сумарок ов и его сторонник и прямо осуждали так иежанры , к ак повестьи роман. В “Письмео чтении романов” Сумарок ов утверждал, что чтение романа – “погубление” времени. В системе жанров к лассиц изма место себе наш ел тольк о государственно-политическ ий роман. В идейно- х удожественном отнош ении прозаическ ая литература противостояла поэ зии и драматургии к лассиц изма – она ориентировалась не на дворянск ую , а на демок ратическ ую читательск ую аудиторию . В прозе утвердили себя “мелк отравчаты е писатели” третьего сословия – Ф .Э мин, М .Д .Чулк ов, В .А .Л евш ин, М .К омаров. О ни вносили в литературу
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 41
- 42
- 43
- 44
- 45
- …
- следующая ›
- последняя »