История русской литературы XVIII века. Нагина К.А. - 41 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

41
должен быть истинный, идеальный вельможа, рисуется идеал человека-
гражданина. Основная часть произведения сатирическая , в которой по
контрасту с предыдущей рисуется отрицательный образ изнеженного
вельможи. Заключительные строфы вновь звучат в торжественном тоне
оды в них поэт возвращается к мысли об истинном назначении
вельможи. Живая личность поэта, появившаяся в Фелице” , уже не уходит
из его творчества. По мнению исследователей , в образе человека-
гражданина есть и реальные черты самого Державина, администратора и
государственного деятеля .
Героические оды и патриотическая лирика Державина
Героические оды Державина являются отражением его
победоносной эпохи. Предшественником Державина в этом виде оды был
Ломоносов, и в своих победных одах Державин в значительной степени
возвращается к его поэтике: героико-патриотические произведения
отличаются торжественной приподнятостью , грандиозностью образов и
метафор . Ода На взятие Измаила” начинается с величественной картины
извержения Везувия , с которой сопоставляется величие русской победы
под Измаилом . Взятие считавшейся неприступной крепости поставлено в
связь не только с героическим прошлым русского народа, но и является
залогом его великого будущего. Только величием и славой народа
создается величие и слава царей . Во многих подобных одах Державина
героем является Суворов . Для поэта он князь славы”, величайший из
полководцев. С ним связано и стихотворение с интимно-лирической
интонацией , написанное очень простым языком Снигирь” . В этом
стихотворении Суворов изображается совершенно по- новому, приемами
реалистического портрета. Военные доблести Суворова неотрывны от
величия его нравственного облика, а образ героя окутан чувством
искренней и глубокой скорби, вызванной его смертью .
Философские оды Державина
Ода на смерть князя Мещерского” была первым стихотворением
1779 года , рубежного в творческой судьбе Державина. Она сохранила все
внешние формы традиционной оды : была посвящена знатному человеку,
написана четырехстопным ямбом , слог ее подчеркивал торжественность
дум поэта. Но размышления о смерти утратили свою отвлеченность,
свойственную другим одам , темой которых также являлись размышления о
скоротечности жизни. Жизнь и смерть для Державина конкретные
понятия . Своими мыслями поэт делится с конкретным человеком ,
приятелем Перфильевым; поводом к созданию оды послужило
действительное событие, в котором воедино слились быт и бытие. Поэт
обновляет традиционно-аллегорический образ смерти реалистическими
подробностями. Мировоззрение Державина оптимистично: в заключении
он ободряет друга, призывая его смириться с мыслью о неизбежности
смерти, перестать терзаться и скорбеть” об ушедшем друге и
наслаждаться радостями жизни. Одним из способов преодоления
страшной мысли о смерти становится для Державина религия . Ярким
образцом его религиозных стихотворений является прославленная ода
Бог”, принесшая своему создателю мировую славу. Восхваление бога
превращается у Державина в гимн человеку: величием своим он равен богу
(Ты есть и я уж не ничто! ). В отношении этой идеи ода носила
полемический характер к предшествующей русской литературной
традиции. До Державина человек должен был говорить с богом , стоя на
                                        41
должен бы ть истинны й, идеальны й вельможа, рисуется идеал человек а-
гражданина. О сновная часть произведения – сатирическ ая, в к оторой по
к онтрасту с преды дущ ей рисуется отриц ательны й образ изнеженного
вельможи. Зак лю чительны е строф ы вновь звучат в торжественном тоне
оды – в них поэ т возвращ ается к мы сли об истинном назначении
вельможи. Ж ивая личностьпоэ та, появивш аяся в “Ф елиц е”, уженеуходит
из его творчества. По мнению исследователей, в образе человек а-
гражданина есть и реальны е черты самого Д ержавина, администратора и
государственногодеятеля.
            Гер ои ческ и е оды и пат р и от и ческ ая ли р и к а Дер ж ави на
      Героическ ие оды           Д ержавина являю тся            отражением    его
победоносной э пох и. Предш ественник ом Д ержавина в э том виде оды бы л
Л омоносов, и в своих победны х одах Д ержавин в значительной степени
возвращ ается к его поэ тик е: героик о-патриотическ ие произведения
отличаю тся торжественной приподнятостью , грандиозностью образов и
метаф ор. О да “Н а взятие И змаила” начинается с величественной к артины
извержения В езувия, с к оторой сопоставляется величие русск ой победы
под И змаилом. В зятие считавш ейся неприступной к репости поставлено в
связь не тольк о с героическ им прош лы м русск ого народа, но и является
залогом его велик ого будущ его. Т ольк о величием и славой народа
создается величие и слава ц арей. В о многих подобны х одах Д ержавина
героем является Суворов. Д ля поэ та он “к нязь славы ”, величайш ий из
полк оводц ев. С ним связано и стих отворение с интимно-лирическ ой
интонац ией, написанное очень просты м язы к ом – “Снигирь”. В э том
стих отворении Суворов изображается соверш енно по-новому, приемами
реалистическ ого портрета. В оенны е доблести Суворова неотры вны от
величия его нравственного облик а, а образ героя ок утан чувством
иск ренней и глубок ой ск орби, вы званной егосмертью .
                            Ф и лософск и е оды Дер ж ави на
      “О да на смерть к нязя М ещ ерск ого” бы ла первы м стих отворением
1779 года, рубежного в творческ ой судьбеД ержавина. О на сох ранила все
внеш ние ф ормы традиц ионной оды : бы ла посвящ ена знатномучеловек у,
написана четы рех стопны м ямбом, слог ее подчерк ивал торжественность
дум поэ та. Н о размы ш ления о смерти утратили свою отвлеченность,
свойственную другим одам, темой к оторы х так жеявлялисьразмы ш ления о
ск оротечности жизни. Ж изнь и смерть для Д ержавина – к онк ретны е
понятия. Своими мы слями поэ т делится с к онк ретны м человек ом,
приятелем Перф ильевы м; поводом к созданию оды послужило
действительное собы тие, в к отором воедино слились бы т и бы тие. Поэ т
обновляет традиц ионно-аллегорическ ий образ смерти реалистическ ими
подробностями. М ировоззрение Д ержавина оптимистично: в зак лю чении
он ободряет друга, призы вая его смириться с мы слью о неизбежности
смерти, перестать “терзаться и ск орбеть” об уш едш ем друге и
наслаждаться радостями жизни. О дним                 из способов преодоления
страш ной мы сли о смерти становится для Д ержавина религия. Я рк им
образц ом его религиозны х стих отворений является прославленная ода
“Бог”, принесш ая своему создателю мировую славу. В осх валение бога
превращ ается уД ержавина в гимн человек у: величием своим он равен богу
(“Т ы есть – и я уж не ничто!”). В отнош ении э той идеи ода носила
полемическ ий х арак тер к предш ествую щ ей русск ой литературной
традиц ии. Д о Д ержавина человек должен бы л говорить с богом, стоя на