ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
39
идеологической позиции литераторов, в той или иной мере оппозиционных
екатерининскому режиму. Произведения Петрова противостояли
литературной современности и своим стилистическим обликом : они были
чужды и поэтической тенденции 1760-1770-х годов , школе Сумарокова и
Хераскова , и новаторским устремлениям поэтов более позднего времени –
и Державина, и ранних русских сентименталистов. Петров стремился к
усложненности языка, хотел удивить читателя словесными эффектами. Это
был шаг назад от Ломоносова , словарь Петрова напоминал лексические
приемы Тредиаковского. Усиливающемуся в литературе сатирическому
направлению Петров противопоставил высокую героическую поэму -
переложил на русский язык “Энеиду” Вергилия . Перевод Петрова
подвергся осмеянию на страницах “Трутня” и “Смеси”, а поэма Майкова
“Елисей” явилась пародией на жанр эпопеи и на саму поэму Петрова.
Г.Р.Державин
Тексты
Державин Г . Р . На смерть князя Мещерского; Кружка; К первому соседу; На
рождение в Севере порфирородного отрока; Властителям и судиям; Фелица; Бог ; Осень
во время осады Очакова; Видение мурзы ; Прогулка в Царском селе; На птичку;
Ласточка; Вельможа; Приглашение к обеду; Памятник ; Храповицкому (1797); К лире;
К самому себе; Дар ; Русские девушки; Снигирь; Водопад; Лебедь; Евгению . Жизнь
Званская ; Признание; “Река времен в своем стремленьи…”
Издания
Державин Г . Р . Стихотворения / Г.Р.Державин . – Л., 1957. Державин Г . Р . Соч. /
Г.Р.Державин . – Л ., 1987. Русская литература XVIII века / Сост. Г.П.Макогоненко. – Л .,
1970.
Критическая литература
Белинский В . Г . Сочинения Державина / В .Г.Белинский // Белинский В . Г . Собр.
соч.: В 9 т. – М ., 1979. – Т . 5. – С. 360-361.
Исследования
Благой Д . Д . Литература и действительность: Вопросы теории и истории
литературы / Д .Д .Благой . – М ., 1959. – С. 140-147.
Серман И . З . Державин / И .З.Серман. – Л ., 1967. – С. 52-69.
Макогоненко Г.П. От Фонвизина до Пушкина / Г.П.Макогоненко. – М ., 1969. –
С. 367-417.
Западов А . В . Поэты XVIII века: М .В .Ломоносов . Г.Р.Державин : Литературные
очерки / А .В .Западов. – М ., 1979.
Западов А . В . Державин и поэтика русского классицизма /А.В.Западов //
Проблемы изучения русской литературы XVIII века. – Л ., 1984. – С. 26-49.
Кондрашев С. Н . Основные мотивы лирики Г.Р.Державина 1770-1794 годов /
С.Н .Кондрашев // Русская поэзия XVIII-XIX вв.: Жанровые особенности, мотивы ,
образы , язык. – Куйбышев, 1986. – С. 3-11.
Ходасевич В . Ф . Державин / В .Ф .Ходасевич. – М ., 1988. – 283 с.
Эйхенбаум Б . М . Державин / Эйхенбаум Б . М . // Ходасевич В . Ф . Державин . – М .,
1988. – С. 5-17.
Уже с первой половины XVIII века в русской поэзии определились
две противоположные струи : “высокая”, одическая , ломоносовская струя и
струя сатирическая – кантемировская . В творчестве одного писателя они
могли переплетаться , но всегда оставались изолированными друг от друга.
Ода должна была прославлять, а сатира обличать. В творчестве Державина
одическая и сатирическая струя синтезируются . По словам самого
Державина, он “с 1779 года избрал совсем особый путь” . Особенно ярко
новаторство проявилось в “Оде на смерть князя Мещерского” и в “Стихах
на рождение в Севере порфирородного отрока”. Свои “Стихи” Державин
39 идеологическ ой позиц ии литераторов, в той или иной мереоппозиц ионны х ек атерининск ому режиму. Произведения Петрова противостояли литературной современности и своим стилистическ им облик ом: они бы ли чужды и поэ тическ ой тенденц ии 1760-1770-х годов, ш к оле Сумарок ова и Х ераск ова, и новаторск им устремлениям поэ тов болеепозднего времени – и Д ержавина, и ранних русск их сентименталистов. Петров стремился к усложненности язы к а, х отел удивитьчитателя словесны ми э ф ф ек тами. Э то бы л ш аг назад от Л омоносова, словарь Петрова напоминал лек сическ ие приемы Т редиак овск ого. У силиваю щ емуся в литературе сатирическ ому направлению Петров противопоставил вы сок ую героическ ую поэ му - переложил на русск ий язы к “Э неиду” В ергилия. Перевод Петрова подвергся осмеянию на страниц ах “Т рутня” и “Смеси”, а поэ ма М айк ова “Е лисей” явиласьпародией на жанр э попеи и на самупоэ муПетрова. Г.Р.Держави н Т екс ты Д ержавин Г.Р. Н а смерть к нязя М ещ ерск ого; К ружк а; К первомусоседу; Н а рождениев Северепорф ирородного отрок а; В ластителям и судиям; Ф елиц а; Бог; О сень во время осады О чак ова; В идение мурзы ; Прогулк а в Ц арск ом селе; Н а птичк у; Л асточк а; В ельможа; Приглаш ение к обеду; Памятник ; Х раповиц к ому(1797); К лире; К самомусебе; Д ар; Русск ие девуш к и; Снигирь; В одопад; Л ебедь; Е вгению . Ж изнь Званск ая; Признание; “Рек а времен в своем стремленьи… ” И зд ани я Д ержавин Г.Р. Стих отворения / Г.Р.Д ержавин. – Л ., 1957. Д ержавин Г.Р. Соч. / Г.Р.Д ержавин. – Л ., 1987. Русск ая литература XVIII век а / Сост. Г.П.М ак огоненк о. – Л ., 1970. Кри ти ч ес кая ли тература Белинск ий В .Г.Сочинения Д ержавина / В .Г.Белинск ий // Белинск ий В .Г. Собр. соч.: В 9 т. – М ., 1979. – Т . 5. – С. 360-361. И с с ледовани я Благой Д .Д . Л итература и действительность: В опросы теории и истории литературы / Д .Д .Благой. – М ., 1959. – С. 140-147. Серман И .З. Д ержавин / И .З.Серман. – Л ., 1967. – С. 52-69. М ак огоненк о Г.П. О тФ онвизина до Пуш к ина / Г.П.М ак огоненк о. – М ., 1969. – С. 367-417. Западов А .В . Поэ ты XVIII век а: М .В .Л омоносов. Г.Р.Д ержавин: Л итературны е очерк и / А .В .Западов. – М ., 1979. Западов А .В . Д ержавин и поэ тик а русск ого к лассиц изма /А .В .Западов // Проблемы изучения русск ой литературы XVIII век а. – Л ., 1984. – С. 26-49. К ондраш ев С.Н . О сновны е мотивы лирик и Г.Р.Д ержавина 1770-1794 годов / С.Н .К ондраш ев // Русск ая поэ зия XVIII-XIX вв.: Ж анровы е особенности, мотивы , образы , язы к . – К уйбы ш ев, 1986. – С. 3-11. Х одасевич В .Ф . Д ержавин / В .Ф .Х одасевич. – М ., 1988. – 283 с. Э йх енбаум Б.М . Д ержавин / Э йх енбаум Б.М . // Х одасевич В .Ф . Д ержавин. – М ., 1988. – С. 5-17. У жес первой половины XVIII век а в русск ой поэ зии определились двепротивоположны еструи: “вы сок ая”, одическ ая, ломоносовск ая струя и струя сатирическ ая – к антемировск ая. В творчествеодногописателя они могли переплетаться, но всегда оставалисьизолированны ми друг отдруга. О да должна бы ла прославлять, а сатира обличать. В творчествеД ержавина одическ ая и сатирическ ая струя синтезирую тся. По словам самого Д ержавина, он “с 1779 года избрал совсем особы й путь”. О собенноярк о новаторствопроявилосьв “О дена смертьк нязя М ещ ерск ого” и в “Стих ах на рождениев Северепорф ирородногоотрок а”. Свои “Стих и” Д ержавин
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 37
- 38
- 39
- 40
- 41
- …
- следующая ›
- последняя »