ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
38
которых нормативность поэтики классицизма уступала место принципу
конкретного выражения чувств и впечатлений автора. “Душенька” -
“первый и прелестный цветок легкой поэзии на языке нашем” (Батюшков )
– явилась несомненным достижением русской литературы .
Поэма М .М .Хераскова “Россияда”
М .М .Херасков явился крупнейшим представителем поколения
русских классиков и в то же время стал одним из родоначальников
сентиментализма в России. Жизнь и деятельность Хераскова была связана
с Московским университетом : он был его директором , затем куратором и
сыграл значительную роль, встав во главе университетской типографии,
библиотеки, театра. Литературная молодежь видела в нем своего
наставника. В салоне Хераскова встречались молодые поэты и писатели .
Творчество Хераскова отличает многообразие жанров : он писал оды ,
элегии, стансы , эпиграммы , послания , басни, сонеты , идиллии, сатиры ,
псалмы , трагедии, “слезные драмы”, оперы , поэмы дидактические,
эпические, сказочные, политико-нравоучительные романы . Выступая
вначале как продолжатель поэтических принципов Cумарокова , Херасков
ищет самостоятельные пути и приходит к созданию “философической”
оды , которую отличает обращение к проблемам морали и нравственности,
добра и зла, жизни и смерти. Нравственное усовершенствование
объявляется единственным средством достижения социальной гармонии и
уничтожения зла. В известной мере подобная позиция Хераскова
объясняется его увлечением идеями масонства. Художественное
мастерство Хераскова проявилось в создании изящной стихотворной
формы , не случайно Карамзин считал его самым близким себе из всех
своих предшественников .
В русскую литературу Херасков вошел как создатель национальной
поэмы . Этот жанр считался венцом классицистической системы жанров. В
России предпринимались попытки создания поэмы , но не увенчались
успехом . Херасков восполнил этот пробел: центральным его
произведением стала “Россияда”, над которой он работал восемь лет .
Содержанием “Россияды” становятся исторические события , связанные со
взятием Иваном Грозным Казани. В них поэт видит торжество процесса
освобождения России от последствий татаро-монгольского ига. Этот
сюжет имел и современное звучание, поскольку поэма была написана в
промежуток между первой и второй турецкой войной – войной с
магометанством . Важнейшим вопросом для автора является проблема
взаимоотношения царя и бояр, и в этом вопросе Херасков проявляет
либерализм – он осуждает политику упрочения неограниченной
самодержавной власти.
“Россияда” – “правильная” классическая эпопея , написанная
высоким слогом , но ясным и простым. Она имела большой успех ,
воспринималась как крупная победа русского классицизма и благодаря
своей патриотическо-гуманистической идее. Она была призвана научить
любви к родине и вдохновить подвигами героев.
Литературная позиция В.Петрова
В .Петров сам называл себя карманным Екатерининым стихотворцем ,
и такая позиция определила его творчество. Оды и послания Петрова
представляют собой поэтически оформленные правительственные
взгляды . Его хвалебные оды были адресованы императрице и ее
фаворитам , носили апологетический характер , что противостояло
38 к оторы х нормативность поэ тик и к лассиц изма уступала место принц ипу к онк ретного вы ражения чувств и впечатлений автора. “Д уш еньк а” - “первы й и прелестны й ц веток легк ой поэ зии на язы к енаш ем” (Батю ш к ов) – явиласьнесомненны м достижением русск ой литературы . П оэма М .М .Х ер аск ова “Р осси яда” М .М .Х ераск ов явился к рупнейш им представителем пок оления русск их к лассик ов и в то же время стал одним из родоначальник ов сентиментализма в России. Ж изнь и деятельность Х ераск ова бы ла связана с М оск овск им университетом: он бы л его дирек тором, затем к уратором и сы грал значительную роль, встав во главе университетск ой типограф ии, библиотек и, театра. Л итературная молодежь видела в нем своего наставник а. В салоне Х ераск ова встречались молоды е поэ ты и писатели. Т ворчество Х ераск ова отличает многообразие жанров: он писал оды , э легии, стансы , э пиграммы , послания, басни, сонеты , идиллии, сатиры , псалмы , трагедии, “слезны е драмы ”, оперы , поэ мы дидак тическ ие, э пическ ие, ск азочны е, политик о-нравоучительны е романы . В ы ступая вначале к ак продолжатель поэ тическ их принц ипов Cумарок ова, Х ераск ов ищ ет самостоятельны е пути и прих одит к созданию “ф илософ ическ ой” оды , к оторую отличаетобращ ениек проблемам морали и нравственности, добра и зла, жизни и смерти. Н равственное усоверш енствование объ является единственны м средством достижения соц иальной гармонии и уничтожения зла. В известной мере подобная позиц ия Х ераск ова объ ясняется его увлечением идеями масонства. Х удожественное мастерство Х ераск ова проявилось в создании изящ ной стих отворной ф ормы , не случайно К арамзин считал его самы м близк им себе из всех своих предш ественник ов. В русск ую литературуХ ераск ов вош ел к ак создатель нац иональной поэ мы . Э тотжанр считался венц ом к лассиц истическ ой системы жанров. В России предпринимались попы тк и создания поэ мы , но не увенчались успех ом. Х ераск ов восполнил э тот пробел: ц ентральны м его произведением стала “Россияда”, над к оторой он работал восемь лет. Содержанием “Россияды ” становятся историческ ие собы тия, связанны е со взятием И ваном Грозны м К азани. В них поэ т видит торжество проц есса освобождения России от последствий татаро-монгольск ого ига. Э тот сю жет имел и современное звучание, поск ольк упоэ ма бы ла написана в промежуток между первой и второй турец к ой войной – войной с магометанством. В ажнейш им вопросом для автора является проблема взаимоотнош ения ц аря и бояр, и в э том вопросе Х ераск ов проявляет либерализм – он осуждает политик у упрочения неограниченной самодержавной власти. “Россияда” – “правильная” к лассическ ая э попея, написанная вы сок им слогом, но ясны м и просты м. О на имела больш ой успех , воспринималась к ак к рупная победа русск ого к лассиц изма и благодаря своей патриотическ о-гуманистическ ой идее. О на бы ла призвана научить лю бви к родинеи вдох новитьподвигами героев. Л и т ер ат у р ная пози ц и я В.П ет р ова В .Петров сам назы вал себя к арманны м Е к атеринины м стих отворц ем, и так ая позиц ия определила его творчество. О ды и послания Петрова представляю т собой поэ тическ и оф ормленны е правительственны е взгляды . Е го х валебны е оды бы ли адресованы императриц е и ее ф аворитам, носили апологетическ ий х арак тер, что противостояло
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 36
- 37
- 38
- 39
- 40
- …
- следующая ›
- последняя »