ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
6
и благополучно дожившего до наших времен . Характер издаваемых книг
весьма разнообразен : “Геометрия , славенски землемерие…”, “Приклады ,
како пишутся комплименты разные” , “Юности честное зерцало” ,
переводные издания , при подготовке которых переводчикам надлежало
пользоваться “не высокими словесами славенскими, а простым русским
языком”. Львиная доля изданных книг приходилась на различные учебные
пособия , наставления и трактаты , поскольку художественная литература
нового стиля только начинала складываться .
Популярным остается жанр путевых записок , который приобретает
светский характер . Этапами в развитии жанра можно считать
произведения П . А . Толстого, А .А . Матвеева , Б.И . Куракина. При изучении
путевой литературы переходного периода неизбежно возникает вопрос о
соотношении в ней традиционных и новых черт. Новое касается
концепции и способов изображения человека, пространства и времени,
природы и города , постановки проблемы историзма, стилевого
своеобразия .
Публицистика и журналистика, стихотворство, театр и
драматургия петровского времени
Значительно возрастает роль публицистики в разъяснении смыла
государственной политики. Видными публицистами петровской эпохи
были И . П . Посошков, В .Н . Татищев. Необходимо обратить внимание на
ораторскую прозу Ф . Прокоповича , С. Яворского, Д . Ростовского.
Заметные изменение происходят и в поэтических жанрах . К концу
XVII века в России развивается виршевая письменная поэзия , быстро
завоевывающая всеобщее признание: стихотворную форму получают
наставления , поучения , буквари, в моду входят акростихи, фигурные
стихотворения , состоящие из строк различной длины .
Видным жанром становится панегирическая поэзия . Образцы
торжественных виршей , предшественниц похвальной оды , даны в
творчестве Феофана Прокоповича (“Епиникион”).
В начале XVIII века возникает и новый поэтический жанр –
любовная лирика, что стало возможным только после коренной ломки
общественного уклада . В лирике прослеживаются два течения – одно
опирается на народное творчество, другое связано с западноевропейской
любовной поэзией . Между содержанием поэтических произведений ,
вобравших в себя веяния нового времени, и их тяжеловесным
силлабическим строем возникало несоответствие, не проявляющееся столь
резко больше ни в одном из видов художественной литературы этих
десятилетий .
Перед исследователем русского стихотворства начала века
неизбежно встает проблема барокко, являющаяся одним из спорных
литературных вопросов . “В основе стиля барокко лежит стремление
соединить несоединимые противоположности, когда метафора связывает
явления бесконечно далекие. Главное, чтобы эти сопоставления удивляли
своей неожиданностью , были “остроумными” (Федоров В . И .
Литературные направления в русской литературе XVIII века /
В .И .Федоров. – М .,1979. – С.6). Поэтов барокко отличало стремление к
всевозможным украшениям стиля , гиперболизации и метафоризации.
Наиболее “барочным” поэтом признается Симеон Полоцкий . В России был
создан как бы умеренный вариант барокко: “Лишенное социальных
корней , барокко не смогло сложиться в оформленное, а тем более
6 и благополучно доживш его до наш их времен. Х арак тер издаваемы х к ниг весьма разнообразен: “Геометрия, славенск и землемерие… ”, “Прик лады , к ак о пиш утся к омплименты разны е”, “Ю ности честное зерц ало”, переводны е издания, при подготовк е к оторы х переводчик ам надлежало пользоваться “не вы сок ими словесами славенск ими, а просты м русск им язы к ом”. Л ьвиная доля изданны х к ниг прих одиласьна различны еучебны е пособия, наставления и трак таты , поск ольк ух удожественная литература новогостиля тольк о начинала ск лады ваться. Популярны м остается жанр путевы х записок , к оторы й приобретает светск ий х арак тер. Э тапами в развитии жанра можно считать произведения П.А . Т олстого, А .А . М атвеева, Б.И . К урак ина. При изучении путевой литературы перех одного периода неизбежно возник ает вопрос о соотнош ении в ней традиц ионны х и новы х черт. Н овое к асается к онц епц ии и способов изображения человек а, пространства и времени, природы и города, постановк и проблемы историзма, стилевого своеобразия. П у б ли ц и ст и к а и ж у р нали ст и к а, ст и хот вор ст во, т еат р и др амат у р ги я пет р овск оговр емени Значительно возрастает роль публиц истик и в разъ яснении смы ла государственной политик и. В идны ми публиц истами петровск ой э пох и бы ли И .П. Посош к ов, В .Н . Т атищ ев. Н еобх одимо обратить внимание на ораторск ую прозуФ . Прок оповича, С. Я ворск ого, Д . Ростовск ого. Заметны е изменение происх одят и в поэ тическ их жанрах . К к онц у XVII век а в России развивается вирш евая письменная поэ зия, бы стро завоевы ваю щ ая всеобщ ее признание: стих отворную ф орму получаю т наставления, поучения, буквари, в моду вх одят ак ростих и, ф игурны е стих отворения, состоящ иеиз строк различной длины . В идны м жанром становится панегирическ ая поэ зия. О бразц ы торжественны х вирш ей, предш ественниц пох вальной оды , даны в творчествеФ еоф ана Прок оповича (“Е пиник ион”). В начале XVIII век а возник ает и новы й поэ тическ ий жанр – лю бовная лирик а, что стало возможны м тольк о после к оренной ломк и общ ественного уклада. В лирик е прослеживаю тся два течения – одно опирается на народное творчество, другое связано с западноевропейск ой лю бовной поэ зией. М ежду содержанием поэ тическ их произведений, вобравш их в себя веяния нового времени, и их тяжеловесны м силлабическ им строем возник ало несоответствие, непроявляю щ ееся столь резк о больш е ни в одном из видов х удожественной литературы э тих десятилетий. Перед исследователем русск ого стих отворства начала век а неизбежно встает проблема барок к о, являю щ аяся одним из спорны х литературны х вопросов. “В основе стиля барок к о лежит стремление соединить несоединимы е противоположности, к огда метаф ора связы вает явления беск онечно далек ие. Главное, чтобы э ти сопоставления удивляли своей неожиданностью , бы ли “остроумны ми” (Ф едоров В .И . Л итературны е направления в русск ой литературе XVIII век а / В .И .Ф едоров. – М .,1979. – С.6). Поэ тов барок к о отличало стремление к всевозможны м украш ениям стиля, гиперболизац ии и метаф оризац ии. Н аиболее“барочны м” поэ том признается Симеон Полоц к ий. В России бы л создан к ак бы умеренны й вариант барок к о: “Л иш енное соц иальны х к орней, барок к о не смогло сложиться в оф ормленное, а тем более
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- …
- следующая ›
- последняя »