ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
7
господствующее направление в русской литературе. Все же “периоду”
барокко была русская литература обязана такими новыми явлениями, как
силлабическое стихосложение и “школьная” драма” (Федоров В . И . – С.7).
Культурно и социально значимым событием явилось открытие в
1702 году в Москве первого русского театра, который представлялся Петру
важным средством пропаганды и воспитания его поданных. Руководил им
немецкий режиссер и актер Иоганн Кунст, составивший репертуар из пьес
немецкого демократического театра. Его преемник Отто Фюрст не проявил
должных способностей , и театр был закрыт в 1706 году. На сцене Петр I
хотел видеть пьесы с торжественным агитационным содержанием ,
которые бы поддерживали его военную политику. Подобная пьеса была
поставлена в театре Московской Славяно-греко-латинской академии –
военные успехи русского оружия достаточно часто служили темами
панегирических представлений школьных театров , которые существовали
во многих городах России. “Школьная драма” имела разработанную
теорию , основанную на поэтике Аристотеля . Были строго
регламентированы жанры трагедии, комедии, трагикомедии. Пьесы носили
книжный и аллегорический характер . Однако среди них были не только
обычные религиозные “школьные драмы”, но и триумфальные пьесы ,
“плачевные трагедии”, любовно-авантюрные пьесы . Постепенно в
театральные представления проникали элементы быта, что было особенно
заметно в интермедиях , “междувброшенных действах”, что разыгрывались
в антрактах спектаклей .
Беллетристика петровской эпохи
Содержание беллетристических произведений тоже соответствовало
характеру времени. Беллетристика петровской эпохи продолжала линию
развития русской повести XVII века, осложненную привлечением
элементов психологического и авантюрного романов , популярных на
Западе. По единодушному мнению исследователей , наиболее ярко
идейные и художественные особенности повестей первых десятилетий
XVIII века отразились в “Гистории о российском матросе Василии
Кориотском и о прекрасной королевне Ираклии Флоренской земли” и в
“Гистории о храбром российском кавалере Александре” .
Образ героя первой повести является “знамением времени” (Л.И.
Тимофеева) и мог появиться в литературе только после петровских
реформ. Основная идея “Гистории о российском матросе Василии
Кориотском” – необходимость оценки человека по его личным заслугам , а
не по его социальному положению – демонстрирует ее живую связь с
исторической действительностью начала XVIII века. Наиболее близка
эпохе первая часть повести, вторая часть – с описания бури на море и
кораблекрушения до конца повествования – созвучна переводной
литературе и русскому народно-поэтическому творчеству. Для первой
части стилеобразующим фактором оказался деловой язык эпохи, для
второй – новые литературные формы , связанные с переводными
образцами.
“Гистория о храбром российском кавалере Александре и о
любительницах ево Тире и Елеоноре” выделяется на фоне других повестей
своим объемом и сложной композицией . Задача ее автора заключалась не
только в изображении передового человека своего времени, стремящегося
к познанию наук , но и к раскрытию роли женщины в общественной жизни.
В этом вопросе весьма ценны свидетельства современников: “Петр I
7 господствую щ ее направление в русск ой литературе. В се же “периоду” барок к о бы ла русск ая литература обязана так ими новы ми явлениями, к ак силлабическ оестих осложениеи “ш к ольная” драма” (Ф едоров В .И . – С.7). К ультурно и соц иально значимы м собы тием явилось отк ры тие в 1702 годув М оск вепервого русск ого театра, к оторы й представлялся Петру важны м средством пропаганды и воспитания его поданны х . Руководил им немец к ий режиссер и ак тер И оганн К унст, составивш ий репертуар из пьес немец к огодемок ратическ ого театра. Е го преемник О тто Ф ю рстнепроявил должны х способностей, и театр бы л зак ры т в 1706 году. Н а сц ене Петр I х отел видеть пьесы с торжественны м агитац ионны м содержанием, к оторы е бы поддерживали его военную политик у. Подобная пьеса бы ла поставлена в театре М оск овск ой Славяно-грек о-латинск ой ак адемии – военны е успех и русск ого оружия достаточно часто служили темами панегирическ их представлений ш к ольны х театров, к оторы е сущ ествовали во многих городах России. “Ш к ольная драма” имела разработанную теорию , основанную на поэ тик е А ристотеля. Бы ли строго регламентированы жанры трагедии, к омедии, трагик омедии. Пьесы носили к нижны й и аллегорическ ий х арак тер. О днак о среди них бы ли не тольк о обы чны е религиозны е “ш к ольны е драмы ”, но и триумф альны е пьесы , “плачевны е трагедии”, лю бовно-авантю рны е пьесы . Постепенно в театральны е представления проник али э лементы бы та, что бы ло особенно заметно в интермедиях , “междувброш енны х действах ”, что разы гры вались в антрак тах спек так лей. Б еллет р и ст и к а пет р овск ой эпохи Содержание беллетристическ их произведений тоже соответствовало х арак терувремени. Беллетристик а петровск ой э пох и продолжала линию развития русск ой повести XVII век а, осложненную привлечением э лементов псих ологическ ого и авантю рного романов, популярны х на Западе. По единодуш ному мнению исследователей, наиболее ярк о идейны е и х удожественны е особенности повестей первы х десятилетий XVIII век а отразились в “Гистории о российск ом матросе В асилии К ориотск ом и о прек расной к оролевне И рак лии Ф лоренск ой земли” и в “Гистории ох рабром российск ом к авалереА лек сандре”. О браз героя первой повести является “знамением времени” (Л .И . Т имоф еева) и мог появиться в литературе тольк о после петровск их реф орм. О сновная идея “Гистории о российск ом матросе В асилии К ориотск ом” – необх одимостьоц енк и человек а по его личны м заслугам, а не по его соц иальномуположению – демонстрирует ее живую связь с историческ ой действительностью начала XVIII век а. Н аиболее близк а э пох е первая часть повести, вторая часть – с описания бури на море и к ораблек руш ения до к онц а повествования – созвучна переводной литературе и русск ому народно-поэ тическ ому творчеству. Д ля первой части стилеобразую щ им ф ак тором ок азался деловой язы к э пох и, для второй – новы е литературны е ф ормы , связанны е с переводны ми образц ами. “Гистория о х рабром российск ом к авалере А лек сандре и о лю бительниц ах ево Т иреи Е леоноре” вы деляется на ф онедругих повестей своим объ емом и сложной к омпозиц ией. Задача ее автора зак лю чалась не тольк о в изображении передового человек а своего времени, стремящ егося к познанию наук, но и к раск ры тию роли женщ ины в общ ественной жизни. В э том вопросе весьма ц енны свидетельства современник ов: “Петр I
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- …
- следующая ›
- последняя »