ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
9
не оставляет без внимания и вопросы специфики художественного
творчества. Его заслугой в области теории искусства является разработка
таких эстетических категорий , как подражание и вымысел.
Художественный образ в представлении Прокоповича – выражение
обобщенного, типического через конкретное, индивидуальное. Но при
соблюдении всех рекомендаций автора “Поэтики” почти невозможно
наделить действующих лиц чертами своеобразной индивидуальности –
побеждает явная тенденция к абстрагированию .
Прокопович дает жанровую классификацию драматургии, резко
противопоставляя комедию и трагедию по стилю и содержанию . Он
вводит и “третий смешанный род” - трагикомедию , или “трагедокомедию”,
в которой “остроумное и смешное смешивалось с серьезным и грустным и
ничтожнейшие действующие лица – с выдающимися”. Этот жанр был
отвергнут в русской драматургии эпохи классицизма. Сам же Прокопович
написал свое единственное драматическое произведение именно в этом
роде.
Вопрос разработки литературного языка был актуален на
протяжении всего XVIII столетия . Прокопович тоже не остался в стороне
от его решения . В “Поэтике” даны основы учения о трех стилях , более
подробно эта проблема освещается в “Риторике” .
Литературно – эстетические взгляды Прокоповича во многом
подготовили и эстетику, и практику будущего классицизма.
Прокопович как публицист
В представлении Прокоповича художественная литература и
публицистика должны служить общенациональным, государственным
интересам , способствовать делу поддержки и укрепления петровских
начинаний . Как лицо духовное, Прокопович использует прежде всего
традиционную церковную проповедь. Ее содержанием становятся
злободневные общественно – политические события , что требует и
обмирщения ее языка. В результате проповедь превращается в новый жанр
– “слово” . (“Панегирикос”, или “Слово похвальное о преславной над
войсками свейскими победе” 1709, “Слово о власти и чести царей” 1718,
“Слово о состоявшемся между Империей Российскою и короною
шведскою мире 1721 г.”).
Прокопович является автором “Духовного регламента” (1720),
который был положен в основу церковного устройства. Даже в жанре
законодательного постановления Прокопович не отказывается от
сатирического начала , о чем свидетельствует хотя бы обличительная
зарисовка “князей церковных”.
Прокопович как поэт – панегирист и лирик
На общественно – значимые события времени Прокопович
откликается не только как публицист, но и как поэт. Например ,
Полтавскую победу он приветствует в “Слове о баталии Полтавской” и в
“Епиникионе” - панегирической оде. Корме стихотворений духовного и
философского характера у Прокоповича имеется ряд шутливых стихов ,
написанных языком , приближенным к разговорному, примером может
послужить цикл стихотворений к эконому отцу Герасиму.
Трагедокомедия “Владимир”
В основу трагедокомедии “Владимир” Ф . Прокоповичем положен
сюжет о принятии князем Владимиром христианства . Эта тема была
весьма традиционна для религиозной школьной драмы , но Прокопович
9 не оставляет без внимания и вопросы спец иф ик и х удожественного творчества. Е го заслугой в области теории иск усства является разработк а так их э стетическ их к атегорий, к ак подражание и вы мы сел. Х удожественны й образ в представлении Прок оповича – вы ражение обобщ енного, типическ ого через к онк ретное, индивидуальное. Н о при соблю дении всех рек омендац ий автора “Поэ тик и” почти невозможно наделить действую щ их лиц чертами своеобразной индивидуальности – побеждаетявная тенденц ия к абстрагированию . Прок опович дает жанровую к лассиф ик ац ию драматургии, резк о противопоставляя к омедию и трагедию по стилю и содержанию . О н вводити “третий смеш анны й род” - трагик омедию , или “трагедок омедию ”, в к оторой “остроумноеи смеш ноесмеш ивалосьс серьезны м и грустны м и ничтожнейш ие действую щ ие лиц а – с вы даю щ имися”. Э тот жанр бы л отвергнут в русск ой драматургии э пох и к лассиц изма. Сам же Прок опович написал свое единственное драматическ ое произведение именно в э том роде. В опрос разработк и литературного язы к а бы л ак туален на протяжении всего XVIII столетия. Прок опович тоже не остался в стороне от его реш ения. В “Поэ тик е” даны основы учения о трех стилях , более подробно э та проблема освещ ается в “Риторик е”. Л итературно – э стетическ ие взгляды Прок оповича во многом подготовили и э стетик у, и прак тик убудущ его к лассиц изма. П р ок опови ч к ак пу б ли ц и ст В представлении Прок оповича х удожественная литература и публиц истик а должны служить общ енац иональны м, государственны м интересам, способствовать делу поддержк и и укрепления петровск их начинаний. К ак лиц о духовное, Прок опович использует прежде всего традиц ионную ц ерк овную проповедь. Е е содержанием становятся злободневны е общ ественно – политическ ие собы тия, что требует и обмирщ ения ееязы к а. В результатепроповедьпревращ ается в новы й жанр – “слово”. (“Панегирик ос”, или “Слово пох вальное о преславной над войск ами свейск ими победе” 1709, “Слово о власти и чести ц арей” 1718, “Слово о состоявш емся между И мперией Российск ою и к ороною ш ведск ою мире1721 г.”). Прок опович является автором “Д ух овного регламента” (1720), к оторы й бы л положен в основу ц ерк овного устройства. Д аже в жанре зак онодательного постановления Прок опович не отк азы вается от сатирическ ого начала, о чем свидетельствует х отя бы обличительная зарисовк а “к нязей ц ерк овны х ”. П р ок опови ч к ак поэт – панеги р и ст и ли р и к Н а общ ественно – значимы е собы тия времени Прок опович отк лик ается не тольк о к ак публиц ист, но и к ак поэ т. Н апример, Полтавск ую победуон приветствует в “Слове о баталии Полтавск ой” и в “Е пиник ионе” - панегирическ ой оде. К орме стих отворений духовного и ф илософ ск ого х арак тера уПрок оповича имеется ряд ш утливы х стих ов, написанны х язы к ом, приближенны м к разговорному, примером может послужитьц ик лстих отворений к э к ономуотц уГерасиму. Тр агедок омеди я “Влади ми р ” В основутрагедок омедии “В ладимир” Ф . Прок оповичем положен сю жет о принятии к нязем В ладимиром х ристианства. Э та тема бы ла весьма традиц ионна для религиозной ш к ольной драмы , но Прок опович
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 7
- 8
- 9
- 10
- 11
- …
- следующая ›
- последняя »