История русской литературы XVIII века. Нагина К.А. - 11 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

11
сформировались под воздействием Буало, теоретика французского
классицизма. Но практическое перенесение идей Буало на русскую почву
следует связывать с именем А . П . Сумарокова. В его Епистоле II. О
стихотворстве” было дано четкое определение жанра стихотворной
сатиры , изложение ее целей и специфики предмета. Еще в самом начале
века, в 1705 году, Ф . Прокопович в трактате De arte poetica (“О
поэтическом искусстве” ) сформулировал рекомендации не касаться в
сатирах личности. Этому правилу следует и Кантемир . Но уже для
Сумарокова вопросы критики недостатков никогда не были отвлеченным
делом . Он превращает сатиру в орудие литературной борьбы высмеивает
литературных противников , пародируя произведения Ломоносова, В .
Петрова, Тредиаковского. Тредиаковскому сатирические нападки
Сумарокова представлялись незаконным использованием сатирических
приемов в целях оскорбления его чести. В полемических протестах
Тредиаковского против подмены сатиры пасквилем” (Письмо к
приятелю” (1750)) закладывались предпосылки будущих споров о
границах и возможностях сатиры (этот вопрос будет бурно обсуждаться
на страницах периодических изданий 1769 года ).
Русской литературе XVIII века были характерны традиционные для
системы классицизма жанры стихотворной сатиры восходящие к
античным образам стихотворное сатирическое послание, поэтическая
басня, бурлеск . Для русского читателя знакомство с классицизмом
началось с жанра стихотворного сатирического послания , который
рассматривался как своеобразный синоним сатиры вообще. Сатира
свободно использовала композиционные формы эпоса, лирики, драмы ,
подчиняя их своей цели выражению отрицательной оценки
изображаемого.
А.Д. Кантемир сатирик
Всего Кантемиром написано восемь стихотворных сатир. Образцом
для себя он выбирает сочинения Буало и римских сатириков Горация и
Ювенала . Кантемир не только ориентируется на достижения новейшей
европейской светской культуры , но и во многом продолжает тенденции,
характерные для русской литературы XVII века все его сатиры написаны
силлабическим стихом .
Особенности композиции сатир
Вслед за Буало Кантемир строит свои сатиры в виде посланий .
Иногда сатира принимает форму диалога два персонажа, один из
которых является выразителем авторской точки зрения , обмениваются
репликами (Сатира II. На зависть и гордость дворян злонравных. Филарет
и Евгений”). Сатира обычно открывалась авторским вступлением и
завершалась его же заключением . Кантемир крайне редко обращается к
конкретному адресату его заменяют атрибуты поэтического вдохновения
или человеческого сознания . Композиционным центром сатирического
послания является изобличение порока в саркастических и иронических
описаниях облика его носителей , в связи с чем на первое место выступает
нравоописательный элемент.
Обличая недостатки других , автор всегда вольно или невольно
раскрывает свой внутренний мир . Здесь уместна постановка вопроса об
образе автора в сатирах , об оценке Кантемиром своего места в обществе и
значении своего искусства. В его решении поможет сатира IV Об
                                      11
сф ормировались под воздействием Буало, теоретик а ф ранц узск ого
к лассиц изма. Н о прак тическ ое перенесение идей Буало на русск ую почву
следует связы вать с именем А .П. Сумарок ова. В его “Е пистоле II. О
стих отворстве” бы ло дано четк ое определение жанра стих отворной
сатиры , изложение ее ц елей и спец иф ик и предмета. Е щ е в самом начале
век а, в 1705 году, Ф . Прок опович в трак тате “De arte poetica” (“О
поэ тическ ом иск усстве”) сф ормулировал рек омендац ии не к асаться в
сатирах личности. Э тому правилу следует и К антемир. Н о уже для
Сумарок ова вопросы к ритик и недостатк ов ник огда не бы ли отвлеченны м
делом. О н превращ аетсатирув орудиелитературной борьбы – вы смеивает
литературны х противник ов, пародируя произведения Л омоносова, В .
Петрова, Т редиак овск ого. Т редиак овск ому сатирическ ие нападк и
Сумарок ова представлялись незак онны м использованием сатирическ их
приемов в ц елях оск орбления его чести. В полемическ их протестах
Т редиак овск ого против подмены сатиры “паск вилем” (“Письмо к
приятелю ” (1750)) зак лады вались предпосы лк и будущ их споров о
границ ах и возможностях сатиры (э тот вопрос будет бурно обсуждаться
на страниц ах периодическ их изданий 1769 года).
       Русск ой литературе XVIII век а бы ли х арак терны традиц ионны е для
системы к лассиц изма жанры стих отворной сатиры – восх одящ ие к
античны м образам стих отворное сатирическ ое послание, поэ тическ ая
басня, бурлеск . Д ля русск ого читателя знак омство с к лассиц измом
началось с жанра стих отворного сатирическ ого послания, к оторы й
рассматривался к ак своеобразны й синоним сатиры вообщ е. Сатира
свободно использовала к омпозиц ионны е ф ормы э поса, лирик и, драмы ,
подчиняя их своей ц ели –              вы ражению отриц ательной оц енк и
изображаемого.
                            А .Д. К ант еми р – сат и р и к
       В сего К антемиром написано восемь стих отворны х сатир. О бразц ом
для себя он вы бирает сочинения Буало и римск их сатирик ов Горац ия и
Ю венала. К антемир не тольк о ориентируется на достижения новейш ей
европейск ой светск ой к ультуры , но и во многом продолжает тенденц ии,
х арак терны едля русск ой литературы XVII век а – всеего сатиры написаны
силлабическ им стих ом.
                         Особ енност и к омпози ц и и сат и р
       В след за Буало К антемир строит свои сатиры в виде посланий.
И ногда сатира принимает ф орму диалога – два персонажа, один из
к оторы х является вы разителем авторск ой точк и зрения, обмениваю тся
реплик ами (Сатира II. “Н а завистьи гордостьдворян злонравны х . Ф иларет
и Е вгений”). Сатира обы чно отк ры валась авторск им вступлением и
заверш алась его же зак лю чением. К антемир к райне редк о обращ ается к
к онк ретномуадресату– его заменяю татрибуты поэ тическ ого вдох новения
или человеческ ого сознания. К омпозиц ионны м ц ентром сатирическ ого
послания является изобличение порок а в сарк астическ их и ироническ их
описаниях облик а его носителей, в связи с чем на первое место вы ступает
нравоописательны й э лемент.
       О бличая недостатк и других , автор всегда вольно или невольно
раск ры вает свой внутренний мир. Здесь уместна постановк а вопроса об
образеавтора в сатирах , об оц енк еК антемиром своего места в общ ествеи
значении своего иск усства. В его реш ении поможет сатира IV “О б