История русской литературы XVIII века. Нагина К.А. - 8 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

8
учредил разные собрания , где женщины , до сего отдаленные от сообщения
мужчин , вместе с ними на веселиях присутствовали , писал русский
историк М . М . Щербатов. Страсть любовная , до того почти в грубых
нравах незнаемая , начала чувствительными сердцами овладевать, и первое
утверждение сей перемены от действия чувств произошло” (Щербатов
М . М . Сочинения / М .М .Щербатов. Т .II. СПб., 1898. С.151-152).
Автор Гистории” об Александре использовал и литературный, и бытовой
материал. Его рассказы о женщинах лишены назидательности: авторское
отношение раскрывается только посредством логики событий .
Изучая повести петровского времени, важно сопоставить их с
русскими повестями XVII века (например , с Повестью о Савве
Грудцыне” , Повестью о Фроле Скобееве” ) и переводной литературой
( например , с Гисторией о гишпанском шляхтиче Долторне” , с повестью о
Петре Златые Ключи), чтобы увидеть новое в их идейно-художественном
облике.
Повести первой трети XVIII века в известной мере явились
предвестниками художественных достижений русского бытового романа
60-70-х годов XVIII века, например , произведений М . Д . Чулкова.
Феофан Прокопович
Тексты
Прокопович Ф . Епиникион ; Плачет пастушок в долгом ненастье; Не знаю , кто
ты , пророче рогатый…”; трагедокомедия Владимир ; О поэтическом искусстве.
Издания
Прокопович Ф . Сочинения / Ф .Прокопович. М .; Л ., 1961. Русская литература
XVIII века. 1700-1775: Хрестоматия / Составитель В . А . Западов . М ., 1979.
Исследования
Гудзий Н . К . Феофан Прокопович / Н .К.Гудзий // История русской литературы :
В 10 т. М .;Л ., 1941. Т .3. С. 164-170.
Моисеева Г . Н . Древнерусская литература в художественном сознании и
исторической мысли России XVIII века / Г.Н .Моисеева. Л ., 1980. С. 126-129.
Буранок О . М . Исследование исторических источников в трагедокомедии
Феофана Прокоповича Владимир” / О .М .Буранок // Жанровое своеобразие русской
поэзии и драматургии: Межвузов . сб . научн . трудов . Куйбышев, 1981. С. 3-11.
Софронова Л . А . Трагедокомедия Феофана Прокоповича Владимир” /
Л .А .Софронова // Русская литература. 1989. 3. С. 148-155.
Буранок О . М . Особенности эволюции жанра трагикомедии в русской
драматургии первой трети XVIII века (Феофан Прокопович и Феофан Трофимович) /
О .М .Буранок // Проблемы изучения русской литературы XVIII века. Л ., 1990. С. 14-
23.
Самой крупной фигурой среди писателей и публицистов начала века
был Феофан Прокопович. Его творчество следует рассмотреть в
нескольких аспектах .
Прокопович как теоретик языка и литературы
В трактатах Поэтика” и “Риторика” Ф . Прокопович дал
представление о родах и видах литературного творчества и сформулировал
ряд основополагающих положений своей художественно эстетической
концепции. Прокопович отстаивает идею высокого гражданского
искусства , воздающего хвалы великим людям”, рассказывающего “о
тайнах природы и о наблюдениях над движением небесных светил” ,
наставляющего “и гражданина, и воина, как жить на родине и на чужбине” ,
дающего уроки государственной мудрости самим правителям. Прокопович
                                     8
учредил разны есобрания, гдеженщ ины , до сего отдаленны еотсообщ ения
мужчин, вместе с ними на веселиях присутствовали, – писал русск ий
историк М .М . Щ ербатов. – Страсть лю бовная, до того почти в грубы х
нравах незнаемая, начала чувствительны ми сердц ами овладевать, и первое
утверждение сей перемены от действия чувств произош ло” (Щ ербатов
М .М . Сочинения / М .М .Щ ербатов. – Т .II. – СПб., 1898. – С.151-152).
А втор “Гистории” об А лек сандре использовал и литературны й, и бы товой
материал. Е го расск азы о женщ инах лиш ены назидательности: авторск ое
отнош ениераск ры вается тольк о посредством логик и собы тий.
       И зучая повести петровск ого времени, важно сопоставить их с
русск ими повестями XVII век а (например, с “Повестью о Савве
Грудц ы не”, “Повестью о Ф роле Ск обееве”) и переводной литературой
(например, с “Гисторией о гиш панск ом ш лях тичеД олторне”, с повестью о
Петре Златы е К лю чи), чтобы увидеть новое в их идейно-х удожественном
облик е.
       Повести первой трети XVIII век а в известной мере явились
предвестник ами х удожественны х достижений русск ого бы тового романа
60-70-х годов XVIII век а, например, произведений М .Д .Чулк ова.

                                 Ф еофанП рокоп ови ч
        Т екс ты
        Прок опович Ф . Е пиник ион; Плачет пастуш ок в долгом ненастье; “Н е знаю , к то
ты , пророчерогаты й… ”; трагедок омедия В ладимир; О поэ тическ ом иск усстве.
        И зд  ани я
         Прок опович Ф . Сочинения / Ф .Прок опович. – М .; Л ., 1961. Русск ая литература
XVIII век а. 1700-1775: Х рестоматия / СоставительВ .А .Западов. – М ., 1979.
        И с с ледовани я
        Гудзий Н .К . Ф еоф ан Прок опович / Н .К .Гудзий // И стория русск ой литературы :
В 10 т. – М .;Л ., 1941. – Т .3. – С. 164-170.
        М оисеева Г.Н . Д ревнерусск ая литература в х удожественном сознании и
историческ ой мы сли России XVIII век а / Г.Н .М оисеева. – Л ., 1980. – С. 126-129.
        Буранок О .М . И сследование историческ их источник ов в трагедок омедии
Ф еоф ана Прок оповича “В ладимир” / О .М .Буранок // Ж анровое своеобразие русск ой
поэ зии и драматургии: М ежвузов. сб. научн. трудов. – К уйбы ш ев, 1981. – С. 3-11.
        Соф ронова Л .А . Т рагедок омедия Ф еоф ана Прок оповича “В ладимир” /
Л .А .Соф ронова // Русск ая литература. – 1989. – № 3. – С. 148-155.
        Буранок О .М . О собенности э волю ц ии жанра трагик омедии в русск ой
драматургии первой трети XVIII век а (Ф еоф ан Прок опович и Ф еоф ан Т роф имович) /
О .М .Буранок // Проблемы изучения русск ой литературы XVIII век а. – Л ., 1990. – С. 14-
23.

       Самой к рупной ф игурой среди писателей и публиц истов начала век а
бы л Ф еоф ан Прок опович. Е го творчество следует рассмотреть в
неск ольк их аспек тах .
                П р ок опови ч к ак т еор ет и к язы к а и ли т ер ат у р ы
       В трак татах “Поэ тик а” и “Риторик а” Ф . Прок опович дал
представлениео родах и видах литературного творчества и сф ормулировал
ряд основополагаю щ их положений своей х удожественно – э стетическ ой
к онц епц ии. Прок опович отстаивает идею вы сок ого гражданск ого
иск усства, воздаю щ его “х валы велик им лю дям”, расск азы ваю щ его “о
тайнах природы и о наблю дениях над движением небесны х светил”,
наставляю щ его “и гражданина, и воина, к ак житьна родинеи на чужбине”,
даю щ его урок и государственной мудрости самим правителям. Прок опович