Политика и культура. Наумова М.Д - 17 стр.

UptoLike

Западноевропейские общества отличаются многообразием субкультур, ценности которых различаются уже в силу того,
что в них более существенное влияние имеют традиции, психологические черты этносов и т.д. Поэтому процесс
социализации опосредован значительным числом социальных факторов, он более конфликтен и усложнён. Исследования,
проведённые, например, среди французских школьников, показали значительные отличия в процессе политической
социализации, изложенных Д. Истоном и Дж. Деннисом. Наиболее важные для американских детей стадии политического
развития (персонализация и идеализация) не имеют такого значения для юных французов. У них преобладает
институциализация: восприятие власти как абстрактных институтов. Политическая социализация индивида во Франции
осуществляется через ориентацию на ценности той социальной группы, членом которой он является, а не политической
системы в целом. Перечень отличий можно продолжить. Таким образом, стало очевидным, что претензии различных
моделей политической социализации на универсальность и всеобщность безосновательны, поскольку процесс усвоения
политических целей и стандартов политического поведения в конкретном обществе всегда специфичен и в каждой стране
обусловлен особенностями её культурной среды.
Особый интерес представляет процесс вхождения личности в политическую жизнь в переходных обществах, например,
в России, которые характеризуются размытостью политических норм и ценностей. В СССР доминировал гегемонистский
тип политической социализации, связанный с активным противопоставлением ценностей коммунизма и капитализма. Была
создана система политической социализации, позволяющая контролировать процесс трансляции политических целей КПСС
во внутреннюю структуру личности, начиная с детства и заканчивая взрослой жизнью. Все институты социализации (семья,
школа, вузы, добровольные общественные организации, трудовые коллективы, средства массовой информации,
политические партии и государственные учреждения) представляли собой механизм единой системы политического
воспитания.
Крушение КПСС и марксизма-ленинизма как официальной, государственной идеологии в начале 1990-х гг. привело к
ликвидации прежней системы политической социализации. Современное российское общество находится в состоянии
аномии
(отсутствия норм), когда старая система ценностей дискредитирована, а новые политические ценности, в частности
либеральные, пока не востребованы широкими слоями населения. Прежние агенты политической социализации теперь
исповедуют различные политические предпочтения, причём часто конъюнктурные и эгоистические. Отсутствие целостной
системы политической социализации личности приводит к тому, что политические позиции индивидов обусловливаются не
влиянием лидеров, газет, журналов, телевидения, партий, а их экономическим положением. В условиях аномии наиболее
мощным фактором политической социализации оказываются конкретные политические и экономические события, реально
изменяющие положение индивида.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Столяренко, Л.Д. Культурология : учебное пособие / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин, Р.Х. Ганиева, М.А. Гулиев.
3-е изд. – М. : ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д. : Издательский центр «МарТ», 2007.
2. Петкова, С.М. Справочник по мировой культуре и искусству / С.М. Петкова. 3-е изд., доп. Ростов н/Д : Феникс,
2006.
3. История мировой культуры (мировых цивилизаций) / под ред. Г.В. Драча. – 4-е изд. – Ростов н/Д : Феникс, 2005.
4. Гаджиев, К.С. Политическая наука : учебное пособие / К.С. Гаджиев. – М., 1995.
5. Гаджиев, К.С. Политическая культура: теории и национальные модели / К.С. Гаджиев и др. М., 1994.
6. Каменец, А.В. Политическая культура России : учебное пособие / А.В. Каменец, Г.Ф. Онуфриенко, А.Г. Шубаков.
М., 1997.
7. Пивоваров, Ю.С. Политическая культура : методологический очерк / Ю.С. Пивоваров. – М., 1996.