Политика и культура. Наумова М.Д - 4 стр.

UptoLike

1. КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО
Культуру невозможно понять без её соотнесения с обществом, взятым как целостность. Культура и общество находятся
друг с другом в соотношении не абстрактного, а конкретного тождества, предполагающего не только совпадение, но и
различие.
Можно по-разному интерпретировать отношения общества и культуры. Например, по М. Кагану, культура продукт
деятельности общества, а общество субъект этой деятельности. Или, по Э.Маркаряну, исходным следует взять
представление о культуре как функции общества.
В разных социально-философских концепциях (от Платона до С.Л. Франка, от К. Маркса до П. Сорокина) общество
трактуется неоднозначно. Вместе с тем, у всех у них есть одна общая идея: общество не простое множество людей, не
«куча» индивидов, а некая целостная система, в которой они объединены совокупностью связей (отношений).
Взаимодействие людей и образует общественную жизнь, оно создает общество как некий живой организм, органическое
целое.
Именно общественные отношения, связи выступают как предпосылка и условие собственно человеческой
деятельности. Появляясь на свет, человек (новорожденный) со всем набором унаследованных индивидуальных качеств
попадает в социальную среду, от него не зависящую. Он, проходя свой жизненный путь (биографию), должен «вписаться» в
сеть наличных общественных отношений, обрести социальные роли, впитать в себя культурные традиции, и лишь тогда он
сможет действовать как субъект культуры.
Культура есть способ деятельности людей, а общественные отношенияплацдарм, основа, поле для этой деятельности.
Такое понимание помогает осознать, как именно связано общество (общественные отношения) и культура (способ
деятельности).
Выясняя вопрос о связи культуры и общества, мы отвечаем ещё на два вопроса.
Первый что именно определяет, обосновывает способ человеческой деятельности? Ответ напрашивается такой:
выросший в ходе собственной истории конкретный облик наличного общества (личности, среды, характера
социальной структуры, региона, страны, континента, всего человечества) определяет способ человеческой
деятельности, определяет особенности культуры. Унаследованная деятельность вкупе с индивидуальной и групповой
генетической детерминацией характеризует облик и формы наличной культуры человека.
Второй вопрос в каких сферах и в какой мере специфически обнаруживается культура? Есть культура производства
и экономическая культура, организационная, политическая, правовая, нравственная, религиозная, экологическая,
педагогическая и иные формы культуры, зависящие от специфики того сегмента общественной жизни, в котором она
функционирует. Для одних культура предстаёт, прежде всего, как овладение богатством художественных ценностей,
другим она представляется нравственностью, третьи считают, что не культурен тот, кто не имеет религиозного опыта, для
четвёртых вне культуры находится человек, не знакомый с высшими достижениями науки.
Встаёт вопрос: кто является субъектом деятельности, творцом культуры?
В самом общем виде можно было бы развернуть такую цепочку субъектов деятельности: индивид (личность), малая (
контактная) группа, социальные институты, общности (классы, этносы, субэтносы, профессиональные группы,
поколения и т.д.), а также учреждения, организации, объединения (партии, союзы, коммерческие группы и т.п.),
страны-государства, региональные сообщества, человечество (родовой субъект). Каждое из этих образований может
выступать и выступает как субъект культуры.
Поэтому правомерно говорить о культуре личности, о национальной, молодёжной культуре, о культуре Запада и
Востока, о родовой (общечеловеческой ) культуре.
Таким образом, все вышесказанное позволяет охарактеризовать сущность культуры через категорию способа
человеческой деятельности. Существуя в формах внешней (объективированной) и внутренней (субъектной) предметности,
культура выступает как принцип связи общественного человека с предметом его деяний, предопределяющий характер,
механизм и направление самих деяний. Именно поэтому она предстаёт в виде системы регулятивной деятельности, несущей
в себе аккумулированный опыт, накопленный историей.
Культура вплетена в общественную жизнь и присуща человеческому роду, всем и каждому, любой личности.
Таким образом, общество это система отношений и институтов, т.е. способов и средств социального воздействия на
человека, а культура в своем функционировании в обществе определяется формами социальной регламентации.
Социальные институты не требуют выбора (осмысления индивидом своего отношения к социальным нормам и
институтам), они воспринимаются как данность, как правила игры, которым необходимо следовать и отступление от
которых карается обществом. Достигаемые реальные результаты человеческой деятельности оцениваются по принятой в
обществе шкале ценностей слава, почести, богатство и т.п. Если же мы обращаемся не к социальному, а к
индивидуальному миру человека, то обнаруживаем, что эти результаты обретают ценность не сами по себе, а как
собственные внутренние качества и условия дальнейшего развития индивида.
И личные свойства человека, и достигнутое им материальное положение это внутренние физические и духовные его
качества, характеризующие способ отношения к миру, то есть его культуру.
Петрову М.К. принадлежит интересная классификация межтиповых различий культуры, принимающая во внимание
индивидуальную деятельность в социальном взаимодействии и личностную систему вхождения индивида в социальное
целое. Основываясь на ключевых структурах распределения деятельности по индивидам и интеграции различий в
целостность, учёный разделяет общества на три типа:
лично-именной тип (охотничье, «первобытное» общество);
профессионально-именной (традиционное земледельческое общество, «развивающееся» общество);
универсально-понятийный (общество европейской культурной традиции).
Культура позволяет человеку развивать внутренний мир, творчески реагируя на социальные требования, осознавать их
моральный, нравственный выбор. Ведь никакие социальные требования не могут полностью (да в этом и нет нужды, ведь