Политика и культура. Наумова М.Д - 5 стр.

UptoLike

человек не машина) регулировать поведение человека. Поступки, выбор человека говорят о его внутренней и внешней
культуре, поскольку внутренняя культура реализуется в его поведении и действиях. Мотивируя собственные поступки или
опираясь на избранную им культурную традицию, осознанно или нет, человек ориентируется на присущие ему потребности
(природные и социальные). Природные (биологические) потребности регулируют его жизнедеятельность; их удовлетворение
(еда, питье, жилище) позволяет продлевать жизнь человеческого рода. Социальные потребности формируются у человека,
поскольку он с детства вращается в человеческом обществе, находящемся на определённой стадии своего развития и
формирующем у него определённые потребности в общении, досуге и т.д. Надо заметить, что различные способы
удовлетворения природных потребностей человека характеризуют тип культуры. Без труда мы установим культурный
уровень развития общества (собирателей, охотников, скотоводов) и индивида по способу приготовления и употребления
пищи. Ещё в большей степени о культуре народа (а в индивидуальном случае и отдельного человека) говорит жильё. Юрта
скотовода и чум эскимоса, русская изба это разные жилища, и это разные миры, впитавшие в себя своеобразие бескрайней
степи в одном случае, суровой заснеженной тундрыв другом и могучих русских лесовв третьем.
Важно отметить, что удовлетворение потребностей, даже самых простых (поскольку это происходит в обществе), ведёт
к появлению культуры, так как человек делает это не непосредственно, а опосредованно, руководствуясь социальными табу
(запретами) и социальным контролем, воспроизводя нормы, образцы поведения, как и способы их передачи от поколения к
поколению, то есть мир культуры.
СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ КУЛЬТУРНЫХ СИСТЕМ
Обобщающее понятие культуры есть не более чем умозрительная категория, отмечающая определённый класс явлений
в социальной жизни людей, определённый аспект их совместного существования. Реально на Земле существовало ранее и
существует сейчас множество локальных культур отдельных человеческих сообществ как
системных комплексов
исторически сложившихся форм и социального бытия.
Некоторые из этих культур похожи друг на друга в силу их
генетического родства или сходства условий возникновения и истории, другие различаются настолько, насколько разнятся
условия жизни породивших эти культуры народов. Но «ничейной» культуры или «культуры вообще» в принципе быть не
может. Каждая культура воплощает специфический набор способов социальной практики какого-либо конкретного
исторического сообщества. Со временем, к такого рода популяционной (этнической) дифференциации форм
жизнедеятельности добавилось их размежевание по социальным, политическим, конфессиональным и иным параметрам;
локальные культурные системы превратились в чрезвычайно сложные и полифункциональные системы по обеспечению
коллективного существования и деятельности людей.
Основные социальные функции подобных культурных систем
связаны с решением задач:
интеграции и консолидации людей в целях совместного удовлетворения их индивидуальных и групповых
потребностей и интересов;
организации людей (структурирования и разделения социальных функций по направлениям деятельности, группам
исполнителей и пр.);
нормирования и регуляции практики их совместной жизнедеятельности, технологий и результатов их труда,
межличностных и межгрупповых взаимодействий);
обеспечения процессов познания окружающего мира, формирования представлений, верований, идей и т.п.;
накопления и обобщения социального опыта коллективной жизни, выработки критериев оценки полезности и
значимости тех или иных явлений для человека и общества, построения иерархии ценностных ориентаций;
формирования стандартов социальной адекватности членов сообщества, образов социальной идентичности и
престижности, средств социального вознаграждения или наказания;
осуществления социальной коммуникации между людьми, символического обозначения предметов, явлений и
процессов окружающего мира, выработки языков и способов обмена информацией, технических средств её фиксации,
хранения, тиражирования, трансляции и пр.;
разработки механизмов воспроизводства сообщества как социальной целостности посредством межпоколенной
трансляции социального опыта, воплощённого в формах и традициях данной культуры и т.п.
К числу важнейших функциональных особенностей культуры как системы следует отнести и такие её свойства, как:
способность к самообновлению, постоянному порождению новых форм и способов удовлетворения интересов
потребностей людей
, адаптирующих культуру к меняющимся условиям бытия (прежде всего историческим), порождённым
творческой инициативой отдельных личностей или логикой развития технологий в той или иной специализированной сфере
деятельности;
постоянная селекция, отбор форм культуры,
оказавшихся как наиболее эффективными с точки зрения утилитарных
функций, так и наиболее приемлемыми по своей социальной цене и последствиям, способствующим повышению уровня
взаимопонимания членов сообщества и потому обретающим статус общепринятых норм по осуществлению
соответствующих функций, включаемых в систему ценностных установок и социального опыта данного сообщества и
транслируемых следующим поколениям в качестве традиций культуры;
способность к саморазвитию, т.е. усложнение структурно-функциональных и организационных параметров всей
системы культуры
, углубление специализированности её отдельных элементов и уровня их взаимосвязи и взаимодействия,
повышение универсальности и интенсивности функционирования как системы в целом, так и отдельных наиболее важных
подсистем, что в конечном счёте ведёт к общему повышению сложности социальной организации и форм
жизнедеятельности данного сообщества и называется историческим прогрессом.
Разумеется, перечисленные свойства систем культуры заложены в них потенциально и реализуются далеко не всегда, а
лишь при благоприятном сочетании определённых условий. Поэтому прогресс (эволюция, развитие) в исторической
динамике культуры возможен, но отнюдь не обязателен. История свидетельствует, что большинство существовавших на
нашей планете народов, достигнув определённого уровня развития культуры, вступает в состояние гомеостаза со своим