Методическое пособие для работы над рефератом по отечественной истории для студентов неспециальных факультетов. Никандрова И.Е. - 57 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

57
Солнце почиталось земледельцами как источник света и теп-
ла, но оно, в отличие от дождя, исключало случайности, являясь, та-
ким образом, символом небесной закономерности.
Учёные отмечают, что годичный цикл славян был основан
на четырёх солнечных фазах и подчинён 12 солнечным месяцам.
Солнце понималось язычником, как символ добра, света, побеж-
дающего тьму. Но и здесь мы видим некоторые неточности, выз-
ванные недостаточным знанием законов природы. Во-первых,
язычники были уверены, что солнце ходит вокруг земли, то есть
имели геоцентрические представления о Вселенной. Во-вторых,
древние путали понятия солнца и освещённости.
Солнце - источник света и тепла - являлось особым боже-
ством Хорсом, или «Великим Хорсом», как называет его автор
«Слова о полку Игореве»
9
. Этимологи признают, что от имени
этого бога исходит современное слово «хорошо2, то есть «сол-
нечно». Но освещённость мирового пространства приписывалась
не только солнцу, но и особому божественному свету. Вероятно,
позднее он именовался «белым светом»
10
. Такое понятие вклю-
чало в себя освещённость земного и воздушного пространства, а
также само пространство (отсюда: пойти по белу-свету, на всём
белом свете и пр.).
Божеством, воплощающим солнце, солнечный свет и, как
считают некоторые славянисты, «белый свет», был Дажьбог
11
.
Нужно отметить, что имя этого бога исходит от слова «давать»
(а не «дождь»)
12
, таким образом, Дажьбог - дающий бог, что
непосредственно и ассоциировалось с солнцем.
Интересен факт, что память о Дажьбоге сохранилась и пос-
ле принятия христианства. В «Слове о полку Игореве» князья
именуются «Дажьбожьими внуками»
13
, что не лишено основа-
ний, так как они действительно были праправнуками последне-
го князя-язычника, в эпосе устойчиво именовавшегося Владими-
ром-Солнцем.
Представление о том, что солнце ходит вокруг земли, привело
к появлению понятия о подземном мире, а точнее, о мире подземно-
подводном. Дело в том, что важной составляющей этого мира явля-
лась общечеловеческая концепция о мировом океане, куда опуска-
PDF создан незарегистрированной версией pdfFactory Pro www.pdffactory.com
            Солнце почиталось земледельцами как источник света и теп-
      ла, но оно, в отличие от дождя, исключало случайности, являясь, та-
      ким образом, символом небесной закономерности.
            Учёные отмечают, что годичный цикл славян был основан
      на четырёх солнечных фазах и подчинён 12 солнечным месяцам.
      Солнце понималось язычником, как символ добра, света, побеж-
      дающего тьму. Но и здесь мы видим некоторые неточности, выз-
      ванные недостаточным знанием законов природы. Во-первых,
      язычники были уверены, что солнце ходит вокруг земли, то есть
      имели геоцентрические представления о Вселенной. Во-вторых,
      древние путали понятия солнца и освещённости.
            Солнце - источник света и тепла - являлось особым боже-
      ством Хорсом, или «Великим Хорсом», как называет его автор
      «Слова о полку Игореве» 9 . Этимологи признают, что от имени
      этого бога исходит современное слово «хорошо2, то есть «сол-
      нечно». Но освещённость мирового пространства приписывалась
      не только солнцу, но и особому божественному свету. Вероятно,
      позднее он именовался «белым светом»1 0. Такое понятие вклю-
      чало в себя освещённость земного и воздушного пространства, а
      также само пространство (отсюда: пойти по белу-свету, на всём
      белом свете и пр.).
            Божеством, воплощающим солнце, солнечный свет и, как
      считают некоторые славянисты, «белый свет», был Дажьбог1 1.
      Нужно отметить, что имя этого бога исходит от слова «давать»
      (а не «дождь») 12 , таким образом, Дажьбог - дающий бог, что
      непосредственно и ассоциировалось с солнцем.
            Интересен факт, что память о Дажьбоге сохранилась и пос-
      ле принятия христианства. В «Слове о полку Игореве» князья
      именуются «Дажьбожьими внуками»1 3, что не лишено основа-
      ний, так как они действительно были праправнуками последне-
      го князя-язычника, в эпосе устойчиво именовавшегося Владими-
      ром-Солнцем.
            Представление о том, что солнце ходит вокруг земли, привело
      к появлению понятия о подземном мире, а точнее, о мире подземно-
      подводном. Дело в том, что важной составляющей этого мира явля-
      лась общечеловеческая концепция о мировом океане, куда опуска-

                                                                      57




PDF создан незарегистрированной версией pdfFactory Pro www.pdffact