Методическое пособие для работы над рефератом по отечественной истории для студентов неспециальных факультетов. Никандрова И.Е. - 58 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

58
лось солнце после окончания дневного пути
14
. Согласно мифам, по
океану солнце везли водоплавающие птицы - утки или лебеди. Но
некоторые исследователи, например Рыбаков, считают, что иногда
передвижение солнца осуществлялось «подземным ящером, который
заглатывал светило при заходе и вырыгивал на востоке утром»
15
.
По небу же солнце двигали кони или сильные птицы, такие как лебе-
ди
16
. Отсюда в русском фольклоре много изображений коней, уток,
лебедей на предметах быта - ковши, ендовы - с символами солнца.
Славяне - земледельцы не могли не почитать землю, кормящую
их. Божеством земли считается Макошь (Мокошь). Макошь - «мать
урожая», так как слово «ма» означает мать, а «кошь» - повозка для
снопов, корзина для зерна, плетёный амбар для соломы, загон для ско-
та
17
. Многочисленные исследования этимологического и археологи-
ческого материала позволили Рыбакову сделать вывод, что Макошь
почиталась как «богиня плодородия, воды, как покровительница жен-
ских работ и девичьей судьбы»
18
.
Первые славянские изобразительные материалы, дающие
схему макрокосмоса, датируются учёными серединой I тыс. н. э.
Именно тогда формируется трёхярусная система мира. Но луч-
ше всего она отражена Збручским идолом IX в., условно называ-
емым Святовитом.
Четырёхугольный идол делится на 3 горизонтальных зоны: небо,
земля, нижний мир, что соответствует структуре макрокосмоса.
Земная зона на всех 4-х гранях содержит изображения лю-
дей - мужчин и женщин, детей (одна из женщин на главной гра-
ни изображена с ребёнком).
Земную плоскость держит подземное божество. Считает-
ся, что это Волос (Велес) - бог земли и предков
19
.
Наиболее интересной для рассмотрения оказывается небес-
ная зона. На главной лицевой грани, обращённой на север, изоб-
ражена Макошь с турьим рогом изобилия в руке. На восточной
стороне, по правую руку Макоши, находится изображение Лады, дер-
жащей свадебное кольцо. По левую руку главной богини изваян Пе-
рун с конём и мечом. На юг, как и положено солнечному богу, смот-
рит Дажьбог со знаком солнца. Всё изваяние выкрашено в красный
цвет и имеет фаллическую форму, что, возможно, символизирует
PDF создан незарегистрированной версией pdfFactory Pro www.pdffactory.com
      лось солнце после окончания дневного пути1 4. Согласно мифам, по
      океану солнце везли водоплавающие птицы - утки или лебеди. Но
      некоторые исследователи, например Рыбаков, считают, что иногда
      передвижение солнца осуществлялось «подземным ящером, который
      заглатывал светило при заходе и вырыгивал на востоке утром»1 5.
      По небу же солнце двигали кони или сильные птицы, такие как лебе-
      ди1 6. Отсюда в русском фольклоре много изображений коней, уток,
      лебедей на предметах быта - ковши, ендовы - с символами солнца.
             Славяне - земледельцы не могли не почитать землю, кормящую
      их. Божеством земли считается Макошь (Мокошь). Макошь - «мать
      урожая», так как слово «ма» означает мать, а «кошь» - повозка для
      снопов, корзина для зерна, плетёный амбар для соломы, загон для ско-
      та1 7. Многочисленные исследования этимологического и археологи-
      ческого материала позволили Рыбакову сделать вывод, что Макошь
      почиталась как «богиня плодородия, воды, как покровительница жен-
      ских работ и девичьей судьбы»1 8.
             Первые славянские изобразительные материалы, дающие
      схему макрокосмоса, датируются учёными серединой I тыс. н. э.
      Именно тогда формируется трёхярусная система мира. Но луч-
      ше всего она отражена Збручским идолом IX в., условно называ-
      емым Святовитом.
             Четырёхугольный идол делится на 3 горизонтальных зоны: небо,
      земля, нижний мир, что соответствует структуре макрокосмоса.
             Земная зона на всех 4-х гранях содержит изображения лю-
      дей - мужчин и женщин, детей (одна из женщин на главной гра-
      ни изображена с ребёнком).
             Земную плоскость держит подземное божество. Считает-
      ся, что это Волос (Велес) - бог земли и предков1 9.
             Наиболее интересной для рассмотрения оказывается небес-
      ная зона. На главной лицевой грани, обращённой на север, изоб-
      ражена Макошь с турьим рогом изобилия в руке. На восточной
      стороне, по правую руку Макоши, находится изображение Лады, дер-
      жащей свадебное кольцо. По левую руку главной богини изваян Пе-
      рун с конём и мечом. На юг, как и положено солнечному богу, смот-
      рит Дажьбог со знаком солнца. Всё изваяние выкрашено в красный
      цвет и имеет фаллическую форму, что, возможно, символизирует

                                                                       58




PDF создан незарегистрированной версией pdfFactory Pro www.pdffact