ВУЗ:
Составители:
14
свойств вещей, а не для определения их, по крайней мере, поскольку свойст-
ва могут быть установлены опытами.» (И. Ньютон, цит. по [7.с. 198]).
Если научное (именно научное) познание рассматривать как пошаговый
процесс: опыт– обобщение– гипотеза объяснения– предсказание–
проверка на опыте, то видно, что гипотеза играет роль временной модели, с
помощью которой
осуществляется прогноз и делается пробный шаг вперед.
Если гипотеза «слабая» (то есть просто выводится из опыта), то она надежна,
но размер следующего шага, предсказанный с ее помощью, будет невелик, и
таким образом шагнуть далеко в неизведанное практически невозможно. Это
скорее стиль развития ремесленничества. Для больших шагов вперед нужны
гипотезы (модели) большой
прогностической силы, но именно они-то обыч-
но гораздо менее надежны, так как содержат много свободных и ненаблю-
даемых параметров.
Выход, конечно, в том, что:
а) нужно уметь каким-то образом оценивать достоверность (адекватность)
гипотез (моделей);
б) доверять результатам предсказания в зависимости от уровня этой дос-
товерности.
Поскольку непосредственная проверка
гипотез часто затруднительна,
можно рекомендовать путь их проверки в объектах более сложной структуры
(более системных), так как в этом случае поле свободы (произвола в выборе
параметров) сужается, и все должно стыковаться с другими гранями прояв-
ления объекта, другими гипотезами за счет взаимного пересечения свойств.
В любом случае, работая с гипотезами,
нужно всегда доверять им лишь с
известной долей скепсиса. Образно говоря, при первых сомнениях в том, что
отдельные части строящегося здания не сходятся, следует проверить, а не на
песке ли стоит фундамент здания и не просел ли он под непомерной тяже-
стью конструкций.
«... история изучения света – это не только история
физики. Это еще ис-
тория развития важнейшей человеческой способности мыслить». [7. с. 202]
Системный подход к философии позволяет «сгладить» самые краеуголь-
ные вопросы. В частности, «основной вопрос философии» – «что первично
материя или идея?», или «верен материализм или идеализм?», в рамках сис-
темного подхода теряет свою исключительность. Более того, он перестает
быть вопросом, на
который вообще стоит искать ответ, разве что с позиций
литературной полемики. Вместо этого по существу более уместно проанали-
зировать суть противоречия противоположных подходов и поискать возмож-
ность их -синтеза или обобщения более высокого уровня.
Соотношение часть – целое
Интуитивно кажущееся вполне ясным отношение между частью и целым,
а именно, что часть
всегда меньше целого, выполняется только для конеч-
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 12
- 13
- 14
- 15
- 16
- …
- следующая ›
- последняя »