На пути к личности. Николенко Н.А. - 8 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

8
лей. Если же нет, то такойнесовпадающийопыт будет отверг-
нут.
Приведем пример. Мальчик, которого все, и он сам в первую
очередь, считают хорошим, умным, достаточно послушным, веж-
ливым, совершил дурной поступок курил с другими мальчиш-
ками на заднем дворе школы. Родители узнали об этом и наказали
его. Что мальчик думает об этом?Я не виноват! Это вообще не
мои сигареты, Митя предложил попробовать. Такая гадость! Я
больше никогда не буду курить!Размышляя дальше об этой не-
приятной для него истории, наш герой может прийти к мысли,
что это был всего лишь эксперимент, что он неплохой, а
просто попал в ситуацию, где пришлосьплохо вести себя”.
То есть, всеми доступными способами он будет стремиться
поддержать положительное представление о себе как человеке
достойном.
Этот пример также свидетельствует о том, что изменить Я-
концепцию нелегко, так как человек неосознанно стремится под-
держивать статус кво. Но, с другой стороны, зная о достаточной
устойчивости Я-концепции, мы можем осознать и тот факт, что
поведение другого человека, кажущееся нам невозможным, воз-
мутительным, в его сознании находит объяснение, оправдание, а
может быть, и одобрение. Так люди, постоянно нарушающие за-
кон, часто считают своё поведение нормальным, единственно воз-
можным в сложившихся обстоятельствах.
Высшая потребность человека, согласно гуманис-тическим
теориям личности (Р. Бернс, У. Джемс, А. Маслоу, К. Роджерс), - это
самоактуализация, стремление к самосовершенствованию и выра-
жению самого себя. Признание ведущей роли самоактуализации яв-
ляется общим для всех представителей данного направления в изу-
чении личности. А. Маслоу так определяет самоактуали-зирующу-
юся личность:Самоактуализирующиеся люди все без исключения
вовлечены в какое-то делоОни преданы этому делу, оно является
чем-то очень ценным для них это своего рода призвание”.
3
Р. Немов
4
приводит следующие психологические характери-
стики самоактуализирующейся личности:
- активное восприятие действительности и способность
хорошо ориентироваться в ней;
- принятие себя и других людей такими, какие они есть;
- непосредственность в поступках и спонтанность в вы-
PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
         лей. Если же нет, то такой “несовпадающий” опыт будет отверг-
         нут.
              Приведем пример. Мальчик, которого все, и он сам в первую
         очередь, считают хорошим, умным, достаточно послушным, веж-
         ливым, совершил дурной поступок – курил с другими мальчиш-
         ками на заднем дворе школы. Родители узнали об этом и наказали
         его. Что мальчик думает об этом? “Я не виноват! Это вообще не
         мои сигареты, Митя предложил попробовать. Такая гадость! Я
         больше никогда не буду курить!” Размышляя дальше об этой не-
         приятной для него истории, наш герой может прийти к мысли,
         что это был всего лишь эксперимент, что он не “плохой”, а
         просто попал в ситуацию, где пришлось “плохо вести себя”.
         То есть, всеми доступными способами он будет стремиться
         поддержать положительное представление о себе как человеке
         достойном.
              Этот пример также свидетельствует о том, что изменить Я-
         концепцию нелегко, так как человек неосознанно стремится под-
         держивать статус кво. Но, с другой стороны, зная о достаточной
         устойчивости Я-концепции, мы можем осознать и тот факт, что
         поведение другого человека, кажущееся нам невозможным, воз-
         мутительным, в его сознании находит объяснение, оправдание, а
         может быть, и одобрение. Так люди, постоянно нарушающие за-
         кон, часто считают своё поведение нормальным, единственно воз-
         можным в сложившихся обстоятельствах.
              Высшая потребность человека, согласно гуманис-тическим
         теориям личности (Р. Бернс, У. Джемс, А. Маслоу, К. Роджерс), - это
         самоактуализация, стремление к самосовершенствованию и выра-
         жению самого себя. Признание ведущей роли самоактуализации яв-
         ляется общим для всех представителей данного направления в изу-
         чении личности. А. Маслоу так определяет самоактуали-зирующу-
         юся личность: “Самоактуализирующиеся люди все без исключения
         вовлечены в какое-то дело…Они преданы этому делу, оно является
         чем-то очень ценным для них – это своего рода призвание”.3
              Р. Немов4 приводит следующие психологические характери-
         стики самоактуализирующейся личности:
                 - активное восприятие действительности и способность
            хорошо ориентироваться в ней;
                 - принятие себя и других людей такими, какие они есть;
                 - непосредственность в поступках и спонтанность в вы-
                                         8




PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com