Стилистика и литературное редактирование. Никонорова О.Г - 8 стр.

UptoLike

15
22, 50–83, 86–96, 101–107, 124–128, 130–133). Подготовьтесь к об-
суждению следующих вопросов:
1. Генезис наук о человеке. Междисциплинарный характер
науки о языке. Социология, психология, их связь с лингвистикой.
2. Понятие речевого поведения. Основные составляющие
речевого поведения.
3. Стиль языка и стиль человека. Факторы, влияющие на стиль
высказывания. Понятие стилистического узуса эпохи. Индивиду-
альные проявления в стиле.
4. Соотношение «
коллективного» и «индивидуального» в
официально-деловом, научном и публицистическом стилях. Поня-
тие квазииндивидуальности. Основные тенденции индивидуали-
зации в научном стиле.
5. Роль слушающего в речевом поведении говорящего. Варь-
ирование речевого поведения. «Коммуникативно-стилистический
вариант речевого поведения» (Т.Г. Винокур) как поиск общего
языка.
6. Разговорная речь. Ее специфика.
7. Понятие «перевода на
другой язык». Специфика подхода
Т.Г. Винокур.
8. Стилизация как особая речевая роль адресанта.
Письменно выполните следующее задание: приведите при-
меры реплик непрямой коммуникации, примеры использования
эвфемизмов в повседневной речи и речи СМИ.
Занятие 8. Теория речевых жанров (РЖ) в подходах раз-
ных авторов. Речевые жанры в понимании М. Бахтина. Первич-
ные и вторичные жанры. Жанры и речевое общение
1. Составить конспект: Бахтин М.
М. Проблема речевых жан-
ров // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. От-
ветить на следующие вопросы:
Понятие речевого жанра в концепции М.М. Бахтина. Основ-
ные составляющие речевого жанра. Типология речевых жанров.
Соотношение речевых жанров и жанров литературных.
Соотношение стиля и жанра. Проблема типологии стилей.
Понятие индивидуального стиля у
М. Бахтина. Почему, по мнению
М. Бахтина, функциональный стиль следует называть жанровым?
16
Природа предложения. Соотношение предложения и выска-
зывания. Диалогичность высказывания.
2. Жанры и речевое общение. Внутрижанровые стратегии и
тактики в различных ситуациях общения.
3. Анкета РЖ (по Т.В. Шмелевой).
Письменно выполните следующее задание: приведите приме-
ры использования различных жанров в одной коммуникативной си-
туации и проанализируйте один из них по модели Т.В. Шмелевой.
Занятие 9. Язык художественной литературы
Составить конспект: Винокур Г.О. О языке художественной
литературы. М., 1991 (С. 34–35, 61–62, 181–184, 231–245, 277–278,
321–324 (§ 1–3), 397–404). Подготовьтесь к обсуждению следую-
щих вопросов:
1. Содержание
и соотношение основных понятий: «литера-
турный язык», «язык художественной литературы», «стиль писа-
теля», «язык писателя», «язык художественного произведения».
2. Понятие стиля: стиль в нормативном и историческом ас-
пектах.
3. Способы изучения языка писателя.
4. Поэтическая традиция и искусство в творчестве А.С. Пуш-
кина. Стилистическое новаторство А.С. Пушкина.
5. Языковое новаторство, его
соотношение с новаторством
стилистическим.
Письменно выполните следующее задание: проанализируйте
портретные характеристики (не менее 2-х) или пейзажное описа-
ние (описание быта, семьи) в разных произведениях русской клас-
сической литературы XIX–XX веков. Обратите внимание, что
включают авторы в эти описания, как связывают их с сюжетными
линиями, какие языковые средства используют. Проанализируйте
речевое поведение трех-четырех известных литературных
героев с
позиции типов языковых личностей и методики трансакционного
анализа Э. Берна.
22, 50–83, 86–96, 101–107, 124–128, 130–133). Подготовьтесь к об-         Природа предложения. Соотношение предложения и выска-
суждению следующих вопросов:                                        зывания. Диалогичность высказывания.
      1. Генезис наук о человеке. Междисциплинарный характер              2. Жанры и речевое общение. Внутрижанровые стратегии и
науки о языке. Социология, психология, их связь с лингвистикой.     тактики в различных ситуациях общения.
      2. Понятие речевого поведения. Основные составляющие                3. Анкета РЖ (по Т.В. Шмелевой).
речевого поведения.
      3. Стиль языка и стиль человека. Факторы, влияющие на стиль        Письменно выполните следующее задание: приведите приме-
высказывания. Понятие стилистического узуса эпохи. Индивиду-        ры использования различных жанров в одной коммуникативной си-
альные проявления в стиле.                                          туации и проанализируйте один из них по модели Т.В. Шмелевой.
      4. Соотношение «коллективного» и «индивидуального» в
официально-деловом, научном и публицистическом стилях. Поня-              Занятие № 9. Язык художественной литературы
тие квазииндивидуальности. Основные тенденции индивидуали-                Составить конспект: Винокур Г.О. О языке художественной
зации в научном стиле.                                              литературы. М., 1991 (С. 34–35, 61–62, 181–184, 231–245, 277–278,
      5. Роль слушающего в речевом поведении говорящего. Варь-      321–324 (§ 1–3), 397–404). Подготовьтесь к обсуждению следую-
ирование речевого поведения. «Коммуникативно-стилистический         щих вопросов:
вариант речевого поведения» (Т.Г. Винокур) как поиск общего               1. Содержание и соотношение основных понятий: «литера-
языка.                                                              турный язык», «язык художественной литературы», «стиль писа-
      6. Разговорная речь. Ее специфика.                            теля», «язык писателя», «язык художественного произведения».
      7. Понятие «перевода на другой язык». Специфика подхода             2. Понятие стиля: стиль в нормативном и историческом ас-
Т.Г. Винокур.                                                       пектах.
      8. Стилизация как особая речевая роль адресанта.                    3. Способы изучения языка писателя.
                                                                          4. Поэтическая традиция и искусство в творчестве А.С. Пуш-
     Письменно выполните следующее задание: приведите при-          кина. Стилистическое новаторство А.С. Пушкина.
меры реплик непрямой коммуникации, примеры использования                  5. Языковое новаторство, его соотношение с новаторством
эвфемизмов в повседневной речи и речи СМИ.                          стилистическим.
       Занятие № 8. Теория речевых жанров (РЖ) в подходах раз-            Письменно выполните следующее задание: проанализируйте
ных авторов. Речевые жанры в понимании М. Бахтина. Первич-          портретные характеристики (не менее 2-х) или пейзажное описа-
ные и вторичные жанры. Жанры и речевое общение                      ние (описание быта, семьи) в разных произведениях русской клас-
       1. Составить конспект: Бахтин М.М. Проблема речевых жан-     сической литературы XIX–XX веков. Обратите внимание, что
ров // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. От-    включают авторы в эти описания, как связывают их с сюжетными
ветить на следующие вопросы:                                        линиями, какие языковые средства используют. Проанализируйте
       Понятие речевого жанра в концепции М.М. Бахтина. Основ-      речевое поведение трех-четырех известных литературных героев с
ные составляющие речевого жанра. Типология речевых жанров.          позиции типов языковых личностей и методики трансакционного
Соотношение речевых жанров и жанров литературных.                   анализа Э. Берна.
       Соотношение стиля и жанра. Проблема типологии стилей.
Понятие индивидуального стиля у М. Бахтина. Почему, по мнению
М. Бахтина, функциональный стиль следует называть жанровым?

                               15                                                                  16