ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
11
обстоятельств, не оставивших его героям вариантов. Тот же Мышлаевский
уверен: «Заберут в Чека, обложат и выведут в расход. И им спокойнее, и
нам…» Это заключение солдата проигравшей армии, обозначающее только его
гибель. Но это не означает гибели страны: «Прежней не будет, новая будет».
Именно поэтому Мышлаевский остается в России, остается, принимая и свою
собственную гибель. В типологическом плане его решение сродни выбору и
капитана Берсенева, и Любови Яровой, для которых личное счастье и
привычный семейный покой закончились с гибелью прежней России. И у
героев М . Булгакова, несмотря на «белогвардейский» антураж происходящего
на сцене, личное властно подчинено исторической неизбежности. Выбор
Мышлаевского есть выбор русского кадрового офицера, который не может
бороться против своей страны.
В «Днях Турбиных» сформулировано отношение к будущей и
неизбежной для многих офицеров эмиграции. Его высказывает все тот же
Мышлаевский: «Нужны вы там (в Европе – Т.Н .), как пушке третье колесо!».
Идея «третьего колеса», обреченного на бессмысленное движение, положена в
основу пьесы М . Булгакова «Бег» (1925-1928). Автор не увидел ее ни в печати,
ни на сцене (премьера состоялась в Волгограде в 1957 году, опубликована пьеса
в 1965). А между тем это была драма трагической потери лица всеми
участниками восьми фантастических «снов»-актов, составивших текст «Бега».
У каждого из покинувших Россию свой крестный путь, своя Голгофа. В беге от
родины трагические очертания приобретает все: точное исполнение приказа
(судьба Хлудова), буффонада (эпизод с переодеванием Чарноты), личная драма
(Серафима) и т .д. Итог всех очень разных судеб один. Его подводит Чарнота:
«Кто я теперь? Я – Вечный Жид отныне! Я – Агасфер! Летучий я голландец! Я
– черт собачий!» Репликой Чарноты обозначено будущее изгнанников.
Серафима и Голубков, случайно захваченные вихрем революции, стремятся в
прошлое : «Куда, зачем мы бежали? Фонари на перроне. Черные мешки…потом
зной! Я опять хочу на Караванную , я хочу увидеть снег! Я хочу все забыть, как
будто ничего не было!» Однако сами же герои отчетливо осознают, что
возвращение в прошлое невозможно. Об этом же свидетельствует и последняя
фраза пьесы, принадлежащая Серафиме: «Идем ! Конец!»
Герои должны начать жизнь словно бы с чистого листа. Едва ли она
будет такой, какой была прежняя. Более того, герои М . Булгакова знают, что
ждет их на родине. Но их духовная мука тяжелее, мучительнее расплаты за
прошлое . Роман Хлудов возвращается, и его решение вполне осознанно: «Не
таракан , в ведрах плавать не стану. Я помню армии, бои, снега, столбы и на
столбах фонарики (тела повешенных . – Т.Н .)… Хлудов пройдет под
фонариками». Свой смертный грех он хочет искупить покаянием . И даже
уверенность в «моментальном» расстреле не останавливает его: «Тает мое
бремя».
В «Днях Турбиных» М . Булгаков говорил о ситуации выбора
социального. Пьеса «Бег» существенно уточнила его позицию . Драматург
остался верен тем принципам , какие исповедовала русская классика: генералу
11 обс т оят е л ь с т в, не ос т авивших е го ге роям вариант ов. Тот ж е М ышл ае вс кий уве ре н: «З абе рут в Ч е ка, обл ож ат и выве дут в рас х од. И им с покойне е , и нам … » Э т о закл ю че ние с ол дат апроигравше й арм ии, обозначаю щ е е т ол ь ко е го гибе л ь . Н о эт о не означае т гибе л и с т раны: «П ре ж не й не буде т , новая буде т ». Им е нно поэт ом у М ышл ае вс кий ос т ае т с я в Рос с ии, ос т ае т с я, приним ая и с вою с обс т ве нную гибе л ь . В т ипол огиче с ком пл ане е го ре ше ние с родни выбору и капит ана Бе рс е не ва, и Лю бови Яровой, дл я кот орых л ичное с час т ь е и привычный с е м е йный покой закончил ис ь с гибе л ь ю пре ж не й Рос с ии. И у ге рое в М . Бул гакова, не с м от ря на «бе л огварде йс кий» ант ураж проис х одящ е го на с це не , л ичное вл ас т но подчине но ис т ориче с кой неизбе ж нос т и. В ыбор М ышл ае вс кого е с т ь выбор рус с кого кадрового оф ице ра, кот орый не м ож е т борот ь с япрот ив с вое й с т раны. В «Д нях Турбиных » с ф орм ул ировано от ноше ние к будущ е й и не избе ж ной дл я м ногих оф ицеров эм играции. Его выс казывае т вс е т от ж е М ышл ае вс кий: «Н уж ны вы т ам (в Европе – Т.Н .), как пушке т ре т ь е кол е с о!». Иде я «тре т ь е го кол е с а», обре че нного набе с с м ыс л е нное движ е ние , пол ож е нав ос нову пь е с ы М . Бул гакова«Бе г» (1925-1928). А вт ор не увиде л е е ни в пе чат и, ни нас це не (пре м ь е рас ос т оял ас ь в В ол гограде в 1957 году, опубл икованапь е с а в 1965). А м е ж ду т е м эт о был а драм а т рагиче с кой пот е ри л ица вс е м и учас т никам и вос ь м и ф ант ас т иче с ких «снов»-акт ов, с ос т авивших т е кс т «Бе га». У каж дого из покинувших Рос с ию с вой кре с т ный пут ь , с вояГ ол гоф а. В бе ге от родины т рагиче с кие оче рт ания приобре т ае т вс е : т очное ис пол не ние приказа (с удь баХ л удова), буф ф онада(эпизод с пе ре оде вание м Ч арнот ы), л ичнаядрам а (Се раф им а) и т .д. Ит ог вс е х оче нь разных с уде б один. Его подводит Ч арнот а: «Кт о я т е пе рь ? Я – В е чный Ж ид от ныне ! Я – А гас ф е р! Ле т учий ягол л анде ц! Я – че рт с обачий!» Ре пл икой Ч арнот ы обозначе но будущ е е изгнанников. Се раф им а и Г ол убков, с л учайно зах ваче нные вих ре м ре вол ю ции, с т ре м ят с я в прошл ое : «Куда, заче м м ы бе ж ал и? Ф онари напе рроне. Ч е рные м е шки… пот ом зной! Я опят ь х очу наКараванную , ях очу увиде т ь с не г! Я х очу вс е забыт ь , как будт о ниче го не был о!» О днако с ам и ж е ге рои от че т л иво ос ознаю т , чт о возвращ е ние в прошл ое не возм ож но. О б эт ом ж е с виде т е л ь с т вуе т и пос л едняя ф разапь е с ы, принадл е ж ащ аяСе раф им е : «Иде м ! Коне ц!» Г е рои дол ж ны начат ь ж изнь с л овно бы с чис т ого л ис т а. Едва л и она буде т т акой, какой был а пре ж няя. Бол е е т ого, ге рои М . Бул гакова знаю т , чт о ж де т их на родине . Н о их дух овная м ука т яж е л е е, м учит е л ь не е рас пл ат ы за прошл ое. Ром ан Х л удов возвращ ае т с я, и е го ре ше ние впол не ос ознанно: «Н е т аракан, в ве драх пл ават ь не с т ану. Я пом ню арм ии, бои, с не га, с т ол бы и на с т ол бах ф онарики (т е л а пове ше нных . – Т.Н .)… Х л удов пройде т под ф онарикам и». Свой с м е рт ный гре х он х оче т ис купит ь покаяние м . И даж е уве ре ннос т ь в «м ом е нт ал ь ном » рас с т ре л е не ос т анавл ивае т е го: «Тае т м ое бре м я». В «Д нях Турбиных » М . Бул гаков говорил о с ит уации выбора с оциал ь ного. П ь е с а «Бе г» с ущ е с т ве нно ут очнил а е го позицию . Д рам ат ург ос т ал с я ве ре н т е м принципам , какие ис пове довал а рус с кая кл ас с ика: ге не рал у
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 9
- 10
- 11
- 12
- 13
- …
- следующая ›
- последняя »