История русской литературы XX века. Никонова Т.А. - 13 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

13
Его кумиром был Маяковский, наиболее ярким выразителем в театре Вс.
Мейерхольд. «Семейственные страсти» должны были уступить место
героической драме широкого пространственного и временного звучания.
«Новый материал требует новых выразительных средств», - утверждал Вс.
Вишневский, несомненный лидер этого течения, и провозглашал : «Театр
новый . Старые каноны прочь ! ». Героико-романтическая окрашенность
изображения не исключала монументальности и одновременно модернистской
направленности этой драматургической тенденции. Ее представляли пьесы Вс.
Вишневского («Оптимистическая трагедия»), Н . Погодина («Поэма о топоре»,
1931), А. Корнейчука («Гибель эскадры», 1933) и др.
Этой тенденции противостояла драматургия, авторы которой считали,
что новое содержание может быть выражено и традиционными приемами.
Революционной романтике («шиллеровской» традиции, столь почитаемой в
годы гражданской войны) они противопоставляли «шекспировскую» глубину и
яркость характеров, считали, что социальное можно передать и через семейные
коллизии. Разумеется, имена Шиллера и Шекспира имеют самое внешнее
отношение к сути драматургического противостояния 1930-х годов. Они
использовались как эффектный жест в споре, не более того. Защитники
традиционного театра были не менее агрессивны, чем их оппоненты-«леваки»,
но им , безусловно, удалось глубже заглянуть в человеческую душу, увидеть и
те проблемы, мимо которых легко проходили авторы монументальных
полотен. Эту линию драматургического развития представляли А. Афиногенов
(1904-1941), В . Киршон (1902-1938), А . Арбузов (1908-1986).
Первое направление в лекционном курсе представлено пьесой
«Оптимистическая трагедия» (см. задания к практическим занятиям ). Второе
драмой А . Арбузова «Таня» (1938). Пьесе предпослан эпиграф из
Микеланджело: «Так я родился и явился сначала скромной моделью себя
самого, для того, чтобы родиться снова более совершенным творением». Он
достаточно точно описывает ход основного драматургического действия.
Пьеса начинается событием , которое легко оценить как традиционный
happy end. Главная героиня пьесы Таня любит и любима. Она выходит замуж
за любимого человека, и на ее семейном горизонте, кажется, нет и тени
облачка. Герман прекрасный инженер и муж . Его беспокоит лишь то
обстоятельство, что Таня отказывается от своей жизни во имя любви к нему,
даже бросает учебу в мединституте. И вот в тот момент , когда Таня решает
сказать Герману, что ждет ребенка, она становится невольным свидетелем
сцены, которая может быть ею истолкована как возникновение интереса
Германа к другой женщине, не к ней. И она уходит от мужа, так и не сказав
ему, что он должен стать отцом . И как раньше она не хотела, чтобы что-то
отвлекало ее от любви к Герману, теперь она решает столь же безоглядно
посвятить себя сыну. Но мальчик умирает, Таня, не ставшая в свое время
врачом , не сумела его спасти. Затем А. Арбузов переносит действие на
несколько лет вперед, в провинцию , где Таня, пережившая столько потерь и
сумевшая преодолеть их, работает врачом . Естественно, о ее судьбе ничего не
знает Герман , так же, как и она о нем , но именно сына Германа Таня спасает от
                                               13
Его кум иром был М аяковс кий, наибол е е ярким выразит е л е м в т е ат ре – В с .
М е йе рх ол ь д. «Се м е йс т ве нные с т рас т и» дол ж ны был и ус т упит ь м е с т о
ге роиче с кой драм е широкого прос т ранс т венного и вре м е нного звучания.
«Н овый м ат е риал т ре буе т новых выразит е л ь ных с ре дс т в», - ут ве рж дал В с .
В ишне вс кий, не с ом не нный л иде р эт ого т е че ния, и провозгл ашал : «Те ат р –
новый. Ст арые каноны прочь !». Г е роико-ром ант иче с кая окраше ннос т ь
изображ е ния не ис кл ю чал ам онум е нт ал ь нос т и и одновре м е нно м оде рнис т с кой
направл е ннос т и эт ой драм ат ургиче с кой т е нде нции. Ее пре дс т авл ял и пь е с ы В с .
В ишне вс кого («О пт им ис т иче с кая т раге дия»), Н . П огодина(«П оэм а о т опоре »,
1931), А . Корне йчука(«Г ибе л ь эс кадры», 1933) и др.
         Э т ой т е нде нции прот ивос т оял а драм ат ургия, авт оры кот орой с чит ал и,
чт о новое с оде рж ание м ож е т быт ь выраж ено и т радиционным и прие м ам и.
Ре вол ю ционной ром ант ике («шил л е ровс кой» т радиции, с т ол ь почит ае м ой в
годы граж данс кой войны) они прот ивопос т авл ял и «ше кс пировс кую » гл убину и
яркос т ь х аракт е ров, с чит ал и, чт о с оциал ь ное м ож но пере дат ь и че ре з с е м е йные
кол л изии. Разум е е т с я, им е на Ш ил л е ра и Ш е кс пира им е ю т с ам ое вне шне е
от ноше ние к с ут и драм ат ургиче с кого прот ивос т ояния 1930-х годов. О ни
ис пол ь зовал ис ь как эф ф е кт ный ж е с т в с поре , не бол е е т ого. З ащ ит ники
т радиционного т е ат рабыл и не м е нее агре с с ивны, че м их оппоне нт ы-«л е ваки»,
но им , бе зус л овно, удал ос ь гл убж е загл янут ь в че л ове че с кую душу, увиде т ь и
т е пробл е м ы, м им о кот орых л е гко прох одил и авт оры м онум е нт ал ь ных
пол от е н. Э т у л инию драм ат ургиче с кого развит ия пре дс т авл ял и А . А ф иноге нов
(1904-1941), В . Киршон (1902-1938), А . А рбузов (1908-1986).
         П е рвое направл е ние в л е кционном курс е пре дс т авл е но пь е с ой
«О пт им ис т иче с кая т раге дия» (с м . задания к практ иче с ким занят иям ). В т орое
драм ой А . А рбузова «Таня» (1938). П ь е с е пре дпос л ан эпиграф из
М ике л андж е л о: «Так я родил с я и явил с я с начал а с кром ной м оде л ь ю с е бя
с ам ого, дл я т ого, чт обы родит ь с я с нова бол е е с ове рше нным т воре ние м ». О н
дос т ат очно т очно опис ывае т х од ос новного драм ат ургиче с кого де йс т вия.
         П ь е с а начинае т с я с обыт ие м , кот орое л е гко оце нит ь как т радиционный
happy end. Г л авная ге роиня пь е с ы Таня л ю бит и л ю бим а. О навых одит зам уж
за л ю бим ого че л ове ка, и на е е с е м е йном горизонт е , каж е т с я, не т и т е ни
обл ачка. Г е рм ан – пре крас ный инж е не р и м уж . Его бе с покоит л ишь т о
обс т оят е л ь с т во, чт о Таня от казывае т с я от с вое й ж изни во им я л ю бви к не м у,
даж е брос ае т уче бу в м е динс т ит ут е . И вот в т от м ом е нт , когда Таня ре шае т
с казат ь Г е рм ану, чт о ж де т ре бе нка, она с т ановит с я не вол ь ным с виде т е л е м
с це ны, кот орая м ож е т быт ь е ю ис т ол кована как возникнове ние инт е ре с а
Г е рм ана к другой ж е нщ ине , не к не й. И она ух одит от м уж а, т ак и не с казав
е м у, чт о он дол ж е н с т ат ь от цом . И как рань ше она не х от е л а, чт обы чт о-т о
от вл е кал о е е от л ю бви к Г е рм ану, т е пе рь она ре шае т с т ол ь ж е бе зогл ядно
пос вят ит ь с е бя с ыну. Н о м ал ь чик ум ирае т , Таня, не с т авшая в с вое вре м я
врачом , не с ум е л а е го с пас т и. З ат е м А . А рбузов пе ре нос ит де йс т вие на
не с кол ь ко л е т впере д, в провинцию , где Таня, пе ре ж ившая с т ол ь ко пот е рь и
с ум е вшая пре одол е т ь их , работ ае т врачом . Ес т е с т ве нно, о е е с удь бе ниче го не
знае т Г е рм ан, т ак ж е , как и онао не м , но им енно с ынаГ е рм анаТаняс пас ае т от